Душанбе

Таджикские традиции и обычаи - Страница 2 - Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, ДушанбеТаджикские традиции и обычаи - Страница 2 - Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, Душанбе 2012 - Душанбе мой любимый город! Таджикистан, Таджик
Меню сайта
Сделать стартовой

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, Душанбе » культура и образование-санъат ва маориф » Культура поведения-Одоби рафтор » Таджикские традиции и обычаи
Таджикские традиции и обычаи
sunnyДата: Четверг, 2010.06.10, 02:22 | Сообщение # 36
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 820
Награды: 8
Репутация: 4
Статус:
Спасибо, Zaara, очень интересно. Ну, азербайджанец так и сказал, "сколько сможет, но одним кольцом тут никак не обойтись"...
Quote (Zaara)
по обычаю то парень даёт то что может,в основном это комплект серёжки колье или там цепочка ну и кольцо хотя бы одно должно ....
Сказал, что его дочери мнооого подарили. )))) Довольный был. happy А ещё сказал, что у вас не принято, чтобы муж с женой у родителей в гостях спали в одной комнате: дочку отправляют в одну комнату, а зятя - в другую. Может, это только в их семье так... )
 
ZaaraДата: Четверг, 2010.06.10, 09:33 | Сообщение # 37
Майор
Группа: Почетные
Сообщений: 138
Награды: 3
Репутация: 2
Статус:
Ну раньше да так было принято что муж с женой если гостят у родителей то спать должны отдельно....некоторые до сих пор придерживаются этому обычаю...и ещё говорят было время(я это от бабушки слышала)что гялин -ну невестка не должна была есть при свёкре,и лелеять своих детей обнимать или целовать ни муж ни жена при родителях не смели....это считалось неуважением к взрослым....но щас всё изменилось,хотя обычай оставаться невинной до замужества и не выщипывать брови всё ещё есть,и думаю останется на долго....я согласна с этим
Quote (sunny)
Сказал, что его дочери мнооого подарили. )))) Довольный был.

Значит его дочку брали состоятельные люди.....сами посудите какая свекровь не захочет чтоб её гялин блистала золотом,но не всем это по карману..поэт кто на что тянет то и даёт wink


Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает.....или призываем прошлое и стараемся его вернуть........словно оно ушло слишком рано
 
AlisherДата: Пятница, 2010.06.11, 07:58 | Сообщение # 38
Генерал-майор
Группа: Почетные
Сообщений: 593
Награды: 3
Репутация: 5
Статус:
Quote (sunny)
Спасибо, Alisher! А выкуп у вас за невесту просят чисто символический или полагается нечто вроде калыма? Я недавно с одним азербайджанцем разговаривала, так у них жених родителям невесты должен показать, сколько золотых украшений он конкретно подарит будущей жене (не для вида возьмёт у родственниц, а потом отберёт , а то, что будет на самом деле ей принадлежать.)
Если я правильно поняла, муж у вас должен обеспечить жену жильём и деньгами, а она должна принести с собой определённое приданое - подушки, постельные принадлежности, кухонную утварь... может, какую-то бытовую технику? Или я ошибаюсь?

У нас как-то наоборот, жених не будет показывать родителям невесты драгоценности, а некоторые золотые украшения должна иметь сама невеста, и при этом невесте не объязательно показывать украшения, она привезет из отцовского дома все что родители собирали ей в течении нескольких лет. Выкуп у нас не очень сложный, родственники жениха просто должны дать те деньги, которые просит сторона невесты и это совсем небольшая сумма, некоторые по традицию торгуются, чтобы все больше понизить сумму денег. На счет драгоценностей, родители невесты в течении нескольких лет собирают украшения (это зависит от их состояния, невесте не обязательно, чтоб имела кучу драгоценностей, достаточно иметь три или более золотых украшений ), ну еще как ты сказала, подушки, постельные принадлежности, мебель и т.д., чтоб когда их дочь выходит замуж у нее были необходимые вещи чтобы начать новую жизнь со своим мужем, жених в свою очередь тоже должен иметь некоторые принадлежности из вышеперчисленных.

Добавлено (2010.06.11, 07:58)
---------------------------------------------

Quote (Zaara)
обычай оставаться невинной до замужества и не выщипывать брови всё ещё есть,и думаю останется на долго....я согласна с этим

Да эти обычаи - особенность наших наций, на счет того, что у нас много общего, я полностью согласен с тобой.


Счастье это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души (Дзержинский)

Сообщение отредактировал Alisher - Пятница, 2010.06.11, 07:53
 
ZaaraДата: Пятница, 2010.06.11, 12:56 | Сообщение # 39
Майор
Группа: Почетные
Сообщений: 138
Награды: 3
Репутация: 2
Статус:
Наши обычаи очень похожи.... smile

Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает.....или призываем прошлое и стараемся его вернуть........словно оно ушло слишком рано
 
AlisherДата: Вторник, 2010.06.15, 09:05 | Сообщение # 40
Генерал-майор
Группа: Почетные
Сообщений: 593
Награды: 3
Репутация: 5
Статус:
Quote (Zaara)
Наши обычаи очень похожи....

Да здравствует дружба народов!!! barbarian


Счастье это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души (Дзержинский)
 
ZaaraДата: Вторник, 2010.06.15, 11:09 | Сообщение # 41
Майор
Группа: Почетные
Сообщений: 138
Награды: 3
Репутация: 2
Статус:
Quote (Alisher)
Да здравствует дружба народов!!!

smile applause applause applause


Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает.....или призываем прошлое и стараемся его вернуть........словно оно ушло слишком рано
 
sunnyДата: Вторник, 2010.06.15, 21:20 | Сообщение # 42
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 820
Награды: 8
Репутация: 4
Статус:
А расскажите ещё о таджикских приветствиях! Пожалуйста! )
- Мы знаем о традиционно восточных "Салам алейкум! (Мир всем!)" и "Салам!" Какие ещё слова и фразы используются у вас и что они обозначают?
- Русские, европейцы, америкацы при встрече пожимают друг другу руки. Чем отличается таджикское рукопожатие? Кто протягивает первым руку? Я слышала, что тот, кто отвечает на приветствие должен взять её двумя руками? Так ли это?
- Ещё у американцев и европейцев принято улыбаться даже незнакомым людям (поэтому русские кажутся им не очень приветливыми). Как с этим у вас?
- Итальянцы, встречаясь и расставаясь друг с другом, целуют друг друга в щёки - раз-два!:-) Причём, и парни, и девушки, и парни с девушками, без различия. При прощании итальянцы могут много-много раз повторить их коронное "чаааааоооо!" )))) Кстати, "чао" у них - это и "привет" и "пока!" )
-Русские целуются гораздо реже и только с близкими знакомыми - в щеки и губы - раз-два-три! ))) А как у вас обстоят дела с объятиями и поцелуями? wink Я видела, как-то, что мужчины крепко обнимаются между собой. Как приветствуют друг друга женшины? Alisher, ау! :-)

Добавлено (2010.06.15, 21:20)
---------------------------------------------
- И ещё об обращениях: я точно знаю, что они у вас особенные! Как жена обращается к мужу? Ведь не по имени? Как брат обращается к сестре и наоборот? (Египтяне к имени добавляют слова "брат" и "сестра". А как у вас?)

Сообщение отредактировал sunny - Вторник, 2010.06.15, 21:21
 
ZaaraДата: Вторник, 2010.06.15, 22:21 | Сообщение # 43
Майор
Группа: Почетные
Сообщений: 138
Награды: 3
Репутация: 2
Статус:
Алишер откликнесь ....мне тоже это интересно .... wink

Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает.....или призываем прошлое и стараемся его вернуть........словно оно ушло слишком рано
 
sunnyДата: Вторник, 2010.06.15, 22:36 | Сообщение # 44
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 820
Награды: 8
Репутация: 4
Статус:
Пока ждала нашего драгоценного Алишера :-), нашла очень познавательную статью о таджикских именах и обращениях. Думаю, многим будет интересно прочитать:
Имена народов мира >> Таджики

А. Гафуров

"Таджики населяют юго-восточную часть Средней Азии, Северный Афганистан; в незначительном количестве таджикское население есть в Иране (Хорасан), а также в Западном Пакистане. Численность таджиков - 40-45 млн. человек. Таджикский язык относится к иранской ветви индоевропейской языковой семьи.

Таджикская антропонимия складывалась под влиянием сложных политических, культурно-исторических и социальных факторов.

Завоевание арабами территорий, населенных предками таджиков, и принятие средневековыми таджиками новой религии - ислама сказались на местной антропонимии. В первые века ислама антропонимическая модель (АМ) была довольно проста. У мусульман было основное имя (ОИ), т.е. имя, данное при рождении, обычно либо древнее арабское (Кутайба, Асад, Сахл), либо библейско-мусульманское (Ибрахим, Якуб, Ильяс), либо имя, данное в честь пророка ислама (Ахмад, Мухаммад, Махмуд) или члена его семьи (Али, Хасан, Фатима), и патроним. Оба имени, ОИ и патроним, соединялись арабским словом ибн или бин "сын", например Ахмад ибн Асад, что означало "Ахмад сын Асада".

В последующие века с развитием феодального общества АМ постепенно усложняется. Представители привилегированных сословий получали особые почетные прозвища - кунья, употребление которых регламентировалось указами правительства. Кунья стояла впереди ОИ и часто в обиходе заменяла его. Так, знаменитый Ибн-Сина (в европейской передаче Авиценна) известен больше по кунья Абуали (араб. абу "отец" + Али), а не по ОИ - ал-Хусайн.

Кроме кунья знать могла носить и лакаб, изначально выполнявший функцию официального титула. Лакабы были разнообразны по структуре, но в Средней Азии среди таджиков распространение получили титулы с конечным элементом -дин "вера", например: Нуруддин "свет веры", Салахуддин "благо веры", Фахруддин "гордость веры". В АМ лакаб предшествовал всем остальным компонентам, пока не получили распространение титулы по роду деятельности, которые заняли позицию между лакабом и именем. Например, поэт Джами полностью именовался Нуруддин Мавлоно Абдуррахман ибн Ахмад Джами, где Мавлоно (араб. "господин наш") было почетным званием мусульманских ученых, а Джами - наименованием по месту рождения (нисба). Со временем слово мавлоно превратилось в мулло и стало обозначать главным образом мусульманских священно-служителей. Но титул мулло в препозиции к имени служил еще и отличительным признаком образованного или просто грамотного человека.

Вплоть до утверждения советской власти в Средней Азии почетным прозвищам придавалось большое значение. Присоединение к имени какого-либо титула диктовалось сословным расслоением общества, социальным этикетом. Особой "табели о рангах" для людей, не состоящих на правительственной службе, не было, но каждое сословие имело свою титулатуру. Так, имена писцов, секретарей начинались обычно с титула мирзо "сын амира", "царевич"; присоединение его к имени писцов - служащих канцелярии говорило об их особом положении в мусульманском обществе. Были титулы, которые меняли свое значение в зависимости от позиции в полном имени и состава последнего. Например, титул ходжа перед именем указывал на то, что носитель имени - купец, суфий или чиновник канцелярии правительства, а тот же титул в конце имени обозначал потомка "праведных халифов". Какой-либо титул мог оказаться в составе имени человека, не имеющего по своему общественному положению или роду деятельности ничего общего с этим званием.

Так, в средние века среди профессиональных воинов, например, часто встречались имена вроде Бобоали, Пирмуххамад, Шайхусман, а бобо, пир, шайх как звания могли принадлежать только служителям религии или ученым, но никак не наемным солдатам.

Объясняется такое несоответствие тем, что ребенка могли назвать в честь почитаемого лица, взяв его имя и сочетающееся с ним звание. Точно так же наличие в составе имени титулов наподобие малик, султан, шо "царь", "правитель" не могло служить основанием для причисления их носителей к царскому роду.

При обращении имя употребляли редко, а называли человека по должности, профессии или титулу
: например, ремесленника именовали усто "мастер", богослова, служителя мусульманской церкви - шейх "старец", учителя - мударрис "преподающий урок". Обратиться к старшему по имени считалось бестактностью.

В период после установления в Средней Азии советской власти постепенно изменялась система таджикской антропонимии, что было связано как с ликвидацией сословных ограничений, так и с русским влиянием на таджикскую культуру и язык, и в частности на антропонимическую систему. Исчезли титулы и почетные прозвища, а вместо них появились фамилии, образованные по русской модели; такие наследственные имена до революции были редкостью. Вместе с тем среди новой таджикской интеллигенции стали распространяться фамильные имена с окончанием на и -зода "сын", "отпрыск". Фамилии этого типа встречаются и теперь, главным образом среди деятелей культуры (Каххори, Осими, Рахимзода, Турсунзода).

В настоящее время в документах отчества с окончанием на -евич, -ович, т.е. созданные по образцу русских, есть почти у всех таджиков, но употребление таких отчеств еще не получило распространения среди таджиков в сфере повседневно-бытового общения. Вместо этого используются другие формы обращения. Так, сверстники называют друг друга обычно по ОИ с приставками, придающими имени оттенок ласкательности, уважения. Наиболее часто употребляются компоненты -бой, -джон, -хон, -шо для мужских имен и гул, джон, мо, нисо - для женских, которые, как правило, следуют за именем, например: Рахимбой, Мухаммадджон, Темурхон, Давлатшо, Сайлигул, Сороджон, Низорамо.

К старшим младшие обращаются соответственно разнице в возрасте собеседников при помощи следующих терминов родства и слов: ако, акоджон "старший брат", амак, амакджон или таго, тагоджон "дядя", ота, отаджон "отец", бобо, бободжон "девушка", апа, ападжон "старшая сестра", хола, холаджон "тетя", оча, очаджон "мать", биби, бибджон "бабушка". Если разница в возрасте не очень велика и отношения достаточно близкие, то допускается именование по сочетанию термина родства и имени, например: Рахимджонако, Кумриапа. В горных районах Таджикистана слово ако в изафетной (соединительной) форме акаи предшествует имени: акаи Рахим, акаи Сафар. В тех же местностях женщины называют друг друга по именам их детей, например: очаи Али "мать Али", очаи Рустам "мать Рустама".

В обращении к старшему по должности, по служебному положению имя, как правило, не употребляется.
Так, например, председателя колхоза обычно называют раисака или акаи раис "председатель". Ученики и студенты называют преподавателей словом маллим "учитель". Эта почтительная форма обращения употребительна и в отношениях младшего к старшему в сфере науки, культуры, образования. Среди представителей интеллигенции старшего поколения принято называть друг друга домулло (этимология слова не совсем ясна, приблизительно означает "почтенный").

До сих пор еще бОльшую часть таджикского именослова составляют арабо-мусульманские имена
. В сельских районах встречается множество сложносоставных имен, данных в честь пророка Мухаммада (обычно в стяженной форме - Махмадали, Махмадрахим, Махмадшариф, Холмат, Нурмат), святого Али (Алишер, Раджабали, Курбонали). Немало имен общемусульманских, таких, как Ибрахим, Юсуф, Якуб, соответствующие библейским Авраам, Иосиф, Яков. Нередки еще имена, связанные с Аллахом и его эпитетами: Абдулло "раб Аллаха", Абдуджаббор "раб Могучего", Абдулахад "раб Единственного", Абдулкарим "раб Щедрого" и т.п. Но часто компонент абду "раб" отбрасывается, и детей зовут просто Джаббор, Ахал, Карим. Особенно много имен, восходящих к званиям, титулам, например: Амир "повелитель", Имом "предстоятель", "ведущий молитву", Малик "царь", Мирзо "князь", Шо "царь". Такие имена часто присоединяют к другим распространенным именам: Амир + Али = Амирали, Имом + Али = Имомали, Малик + Шер = Маликшер, Мирзо + Мурод = Мирзомурод, Бек + Мухаммад = Бекмухаммад, Шо + Мансур = Шомансур.

В таджикском именослове нет четкого деления имен на мужские и женские
. Окончание женского рода -а свойственно только некоторым именам арабского происхождения, образованным от мужских, например: Карим - Карима, Нодир - Нодира, Саид - Саида и т.п. Многие имена могут быть и мужскими, и женскими: Истад, Монад, Мукаддас, Нусрат, Саодат, Султон. С целью обозначения пола носителя такого имени и добавляют компоненты -бек, -бой, -хон, -шо и др., например: Истадбек, Монадбой, Мукаддасхон, Нусратшо, Саодатшо, Султонбек - мужские имена и Истадой, Монадгул, Мукаддасой, Нусрато, Саодатнисо, Султонгул - женские.

У таджиков часто принято называть ребенка по названию месяца рождения. Особенно употребительны в качестве имен названия трех лунных арабских месяцев: ашур, раджаб, сафар. Взятые отдельно, они могут быть только мужскими именами, а в сочетании с "женскими" компонентами становятся и женскими, например: мужское Ашур и женские Ашургул, Ашурмо, мужское Раджаб и женские Раджаббиби, Раджабгул, Раджабмо, мужское Сафар и женские Сафарбиби, Сафаргул, Сафармо.

В разных районах Таджикистана существуют свои особенности употребления имяобразующих элементов. Так, в Северном Таджикистане "мужской" элемент -хон служит отличительным признаком женских имен; жители верховьев Пянджа дают девочкам имена с окончанием -султон, в то же время Султон- вначале имени встречается, как правило, в мужских именах, поэтому Бахтсултон считается женским именем, а Султонбахт - мужским.

Различные факторы влияют на выбор имени для ребенка. Очень часто детям дают имена, созвучные имени отца или старшего брата, например, мальчика нарекают Искандар, если имя отца Самандар или имя брата Каландар. [b]Существуют традиционные имена для близнецов. Двух мальчиков-близнецов обычно называли Хасан и Хусейн (эти имена носили сыновья халифа Али), а девочек Фатима и Зухра (Фатима - имя дочери Мухаммада, а Зухра - ее прозвище). Мальчик и девочка - близнецы именовались, как правило, Тохир и Зухра. В последнее время эта традиция, восходящая к почитанию семьи пророка, постепенно отмирает.

Большинство имен таджиков имеет прозрачную этимологию, так как в их основе лежат апеллятивы. В таких случаях чаще всего ясен мотив наречения. Так, например, называя сына Санг "камень" или Табар "топор", родители при помощи имени выражают свои пожелания ему приобрести долговечность камня или силу топора. Точно так же имена, обладающие уничижительным значением, например Партов "отброс", Хошок "прошлогодняя трава", даются с умыслом: по представлениям таджиков, такие имена должны были обмануть злых духов. Значение большинства арабских имен остается неясным для самих нарекающих.

В настоящее время имена, похожие на прозвища, постепенно исчезают; одновременно уменьшается число чисто мусульманских, вроде Набикул "раб пророка", Мухаммадъер "друг Мухаммада". В городах родители называют детей чаще всего в честь героев национального эпоса "Шахнаме", а также именами персонажей народных сказок, например: Рустам, Сухроб, Тоджбону, Зебопари. Намечается тенденция к уменьшению общего числа имен. Растет частотность имен Фируз, Парвиз, Гулнор, Фаррух, Алишер.

В современном именнике таджиков нередко встречаются русские имена, например: Владимир, Игорь, Сергей, Галина, Елена, Светлана. Их носят обычно дети, родившиеся от смешанных браков. Иностранные имена, такие, как Эрнст, Клара, Роза, дают детям в честь деятелей международного рабочего движения Эрнста Тельмана, Клары Цеткин, Розы Люксембург.

В формуле письменного обращения в дореволюционное время избегали употреблять имя адресата, заменяя его соответствующим титулом, званием. Сейчас этих ограничений нет. Но и в наше время еще при обращении к старшему предпочтительно пользоваться не именем, а формами вежливого именования "уважаемый", "дорогой", "домулло", "милостивый домулло" или "дорогой муаллим (учитель)". Люди одного поколения строят обращение друг к другу при помощи формулы "дорогой брат + имя", "дорогой друг + имя". Употребление имени без компонента, придающего оттенок уважительности или ласкательности, считается фамильярным."
http://www.andein.ru/articles/inm_tadzhiki.html

Сообщение отредактировал sunny - Среда, 2010.06.16, 11:07
 
ZaaraДата: Среда, 2010.06.16, 01:42 | Сообщение # 45
Майор
Группа: Почетные
Сообщений: 138
Награды: 3
Репутация: 2
Статус:
большое спасибо..........

Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает.....или призываем прошлое и стараемся его вернуть........словно оно ушло слишком рано
 
AlisherДата: Четверг, 2010.06.17, 06:18 | Сообщение # 46
Генерал-майор
Группа: Почетные
Сообщений: 593
Награды: 3
Репутация: 5
Статус:
Прошу прощения на свое отсутствие.
Quote (sunny)
- Русские, европейцы, америкацы при встрече пожимают друг другу руки. Чем отличается таджикское рукопожатие? Кто протягивает первым руку? Я слышала, что тот, кто отвечает на приветствие должен взять её двумя руками? Так ли это?
- Ещё у американцев и европейцев принято улыбаться даже незнакомым людям (поэтому русские кажутся им не очень приветливыми). Как с этим у вас?
- Итальянцы, встречаясь и расставаясь друг с другом, целуют друг друга в щёки - раз-два!:-) Причём, и парни, и девушки, и парни с девушками, без различия. При прощании итальянцы могут много-много раз повторить их коронное "чаааааоооо!" )))) Кстати, "чао" у них - это и "привет" и "пока!" )
-Русские целуются гораздо реже и только с близкими знакомыми - в щеки и губы - раз-два-три! ))) А как у вас обстоят дела с объятиями и поцелуями? wink Я видела, как-то, что мужчины крепко обнимаются между собой. Как приветствуют друг друга женшины?

-Приветствуемся общепринятым мусульманским способом., в рукопожатиях младший по возрасту не должен протянуть руку первым, это принимается как неуважение старшего, и когда приветствуются обычно левая рука будет прижато к сердцу, а некоторые пожимают руку двумя руками. При встрече целуются в щеках только женщины и девушки, парни и девушки на улице или вообще в общественные места не целуются. Мужчины как сама отметила, обнимаются или просто пожимают друг другу руки. Приветствия в Горно-Бадахшанской области как-то по другому, у них принято целоваться при встрече (конечно в щеках) и руки тоже пожимают по другому.

sunny А про обращения уже сама написала и без моей помощи. Автор этой книги Бободжон Гафуров один из самых лучших сыновей своей нации, без него наверное не было-бы и таджикского народа. Эта книга решила судьбу таджиков и мы очень ему благодарны. biggrin


Счастье это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души (Дзержинский)

Сообщение отредактировал Alisher - Четверг, 2010.06.17, 06:25
 
sunnyДата: Понедельник, 2010.06.21, 18:37 | Сообщение # 47
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 820
Награды: 8
Репутация: 4
Статус:
Смотрю на YouTube " фильм "Бехуда хорам мекунй". М-да.., весьма колоритно, познавательно и очень грустно. Жаль, что нет субтитров. Alisher, после просмотра спрошу тебя ещё про обычаи, хорошо? biggrin

Добавлено (2010.06.21, 18:37)
---------------------------------------------
Просмотрела весь фильм. Качество так себе, в финале всё скомкано, но, повторюсь, очень познавательно и интересно.
Ни разу не завидую таджикским невесткам: свою свадьбу они могут увидеть разве что на видео - весь праздник им должно быть "потупив очи долу", а уж в доме свекрови их, бедных, гнобят почём зря. За что?
- Кстати, зачем обязательно жить всем вместе такой кучей? Зачем жениться так рано и плодить детей, если ещё сам не в состоянии жить отдельно и содержать свою семью?
- Почему невестки и после свадьбы рассекают по дому (не на улице) в тюбетейках с накидками, блестючих платьях и даже в постели валяются, не снимая их?

Сообщение отредактировал sunny - Среда, 2010.06.23, 17:48
 
AlisherДата: Понедельник, 2010.06.21, 20:42 | Сообщение # 48
Генерал-майор
Группа: Почетные
Сообщений: 593
Награды: 3
Репутация: 5
Статус:
Quote (sunny)
- Кстати, зачем обязательно жить всем вместе такой кучей? Зачем жениться так рано и плодить детей, если ещё сам не в состоянии жить отдельно и содержать свою семью?

То что это наш минус я признаюсь, у нас принято, в основном, после того как девушки заканчивают школу, родители выдадут их замуж (это конечно решают не сами девушки, а их родители), а сыновей должны женить родители и обеспечить жильем, мало кто самостоятельно строит свою семью, почти никто не может жениться по своей силе и средствам, поскольку сыграть свадьбу в Таджикистане - это не малые деньги, а на счет жить кучей, так принято, в основном в коттеджах и в деревнях, городской жизнь конечно отличается.

Quote (sunny)
- Почему невестки и после свадьбы рассекают по дому (не на улице) в тюбетейках с накидками, блестючих платьях и даже в постели валяются, не снимая их?

Я сам если честно не смотрел этот фильм, но не знаю почему валяются в постели не снимая одежды, стесняются наверное, камера-же смотрит на них happy


Счастье это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души (Дзержинский)
 
sunnyДата: Среда, 2010.06.23, 19:41 | Сообщение # 49
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 820
Награды: 8
Репутация: 4
Статус:
Вот в этой серии (на отрезке 8.14 - 8.40 мин.) девушка наводит красоту - старательно наносит на свои брови густую изумрудно-чёрную смесь (видимо, чтобы брови росли лучше и стали ещё прекраснее): http://www.youtube.com/watch?v=9vLM_ogHnv8&feature=related
Из чего готовят такую краску? Я где-то читала, что из какой-то травы (усмы? усьмы?) и там главное не ошибиться с приготовлением , а то брови окрасятся в зелёный цвет. biggrin
Гуглю дальше biggrin и узнаю, что на Востоке девочкам начинают мазать кожу над переносицей уже через несколько дней после рождения, чтобы соединить брови между собой. По преданию, чем меньше расстояние между бровями, тем ближе место к семье, куда дочка выйдет замуж.
Иду дальше... Тааак, оказывается, ваша усьма http://vinanime.6bb.ru/uploads/0000/a8/86/24911-1.jpg есть не что иное, как наша rucola! http://thumb7.shutterstock.com.edgesuite.net/display....273.jpg - У нас её тоже много! И она, судя по всему, должна быть качественной - солнца-то тут хоть отбавляй!
А вот ещё: сок усьмы не только стимулирует рост волос, его можно использовать в качестве теней, для придания эффекта "дымчатых глаз"! И зачем надо было тратить 50 c лишним евро на "Smoky Eyes" от "Chanel"? http://images.cannla.com/Main....-5g.jpg
Пошла делать брови чайкой! happy

Добавлено (2010.06.21, 22:28)
---------------------------------------------

Quote (Alisher)
То что это наш минус я признаюсь, у нас принято, в основном, после того как девушки заканчивают школу, родители выдадут их замуж (это конечно решают не сами девушки, а их родители)

А многие и не заканчивают - в старшие классы их уже не пускают... а то слишком учёной будет, мужа будет меньше слушаться....

Добавлено (2010.06.23, 19:41)
---------------------------------------------
Alisher, насколько мне известно, у вас дети к родителям обращаюся на "Вы". Как обращается жена к мужу? Тоже на "Вы"? Она не называет его по имени, а как? "Отец моих детей" или ещё как? А когда детей нет? Как муж в свою очередь обращается к жене? biggrin

Сообщение отредактировал sunny - Среда, 2010.06.23, 19:42
 
ZaaraДата: Среда, 2010.06.23, 22:27 | Сообщение # 50
Майор
Группа: Почетные
Сообщений: 138
Награды: 3
Репутация: 2
Статус:
biggrin biggrin biggrin
Quote (sunny)
А когда детей нет? Как муж в свою очередь обращается к жене?

^_^ happy happy интересно послушать ответ...


Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает.....или призываем прошлое и стараемся его вернуть........словно оно ушло слишком рано
 
AlisherДата: Четверг, 2010.06.24, 11:36 | Сообщение # 51
Генерал-майор
Группа: Почетные
Сообщений: 593
Награды: 3
Репутация: 5
Статус:
Quote (sunny)
Как обращается жена к мужу? Тоже на "Вы"? Она не называет его по имени, а как? "Отец моих детей" или ещё как? А когда детей нет? Как муж в свою очередь обращается к жене? biggrin

Ну да жена зовет мужа "Отец моих детей" (прикольно переводиться на русском) happy , на таджикски это просто "Дадаш" (Дадош, Дадеш ), а если детей нету некоторые семьи затрудняются когда обращаются, или не знают что сказать, некоторые зовут мужа по имени, но все женщины обращаются к мужу на "Вы".


Счастье это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души (Дзержинский)

Сообщение отредактировал Alisher - Четверг, 2010.06.24, 11:38
 
yoncДата: Четверг, 2010.06.24, 11:46 | Сообщение # 52
Рядовой
Группа: Почетные
Сообщений: 3
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
Объявление!!!

«Акция помощи от молодёжи пострадавшему населению г. Куляб»

Всем известно, что в ночь с 6 на 7 мая 2010 года сход селевого потока в г. Куляб нанес колоссальный ущерб населению. Глубоко осознавая возникшую проблему, Республиканская Общественная организация «Молодёжь нового века» приняла решение организовать «Акцию помощи от молодёжи пострадавшему населению г. Куляб», которая проходила с 12 по 31 мая 2010 г.
За этот короткий период Организация собрала пожертвования и провела акцию по распределению имущества 1 июня, приурочив ее к Международному дню защиты детей. Подробности об этом мероприятии в виде фотоотчета и пресс-релиза можно найти на блоге Организации – www.yonc.blogspot.com или на сайте газеты «Бизнес и Политика» - www.gazeta-bip.net
Ознакомившись на месте с реальной ситуацией и увидев большую потребность пострадавших людей во всесторонней помощи, РОО «Молодёжь нового века» приняла решение объявить о проведении второй «Акции помощи от молодёжи пострадавшему населению г. Куляб». Акция направлена на сбор пожертвований, которые будут распределены среди пострадавших жителей.
РОО «Молодёжь нового века» еще раз обращается к общественности откликнуться на этот призыв и активизировать свои усилия в сборе материальных и финансовых ресурсов для поддержки сограждан.

Пожертвования могут быть в виде одежды, обуви, постельного и нижнего белья, продуктов питания длительного хранения (консервы, мука, мучные изделия, масло, сахар, крупы и т.д.). Организация также принимает и денежные средства, которые будут потрачены на приобретение продуктов питания.

Центр приема материальных ресурсов находится по адресу – г. Душанбе, ул. Бофанда, 5 (ориентир биржа ШАМ).
Денежные средства необходимо перечислять на официальный счёт Организации. После перечисления средств, просьба проинформировать о переводе!

Банковские реквизиты: Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. С. Шерози, 21, ОАО «Агроинвестбанк», МФО (БИК) – 350101403, Корсчет – 20402972714031, Счет – 20202.972.5.1403.003.5385, ИНН – 040-029-013

Рустем Тахиров – Директор РОО «Молодёжь нового века».

 
sunnyДата: Четверг, 2010.06.24, 19:36 | Сообщение # 53
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 820
Награды: 8
Репутация: 4
Статус:
Quote (Alisher)
все женщины обращаются к мужу на "Вы"

А мужья к жёнам тоже на "Вы"? wink

 
AlisherДата: Четверг, 2010.06.24, 22:11 | Сообщение # 54
Генерал-майор
Группа: Почетные
Сообщений: 593
Награды: 3
Репутация: 5
Статус:
Quote (sunny)
А мужья к жёнам тоже на "Вы"? wink

Нет мужья обращаются к женам на "ТЫ", а еще есть некоторые местности, люди которых со всеми обращаются на "Вы" (в основном на Севере Таджикистана: в Исфаре, в Худжанде (только малый процент), в Канибадаме) - у них это по традициям, почти никогда не пользуются словом "ты", в детстве с дружками прикалывались над Исфаринцами, что как будто они обращались на "Вы" даже с собакой ^_^. А в Южном регионе также существуют местности, которые не пользуются словом "Вы". Например г.Куляб. Кулябцы обращаются на "ты" со всеми, не зависимо от возраста - и со стариком и с женщиной, нету разницы, у них это тоже как-бы традиция.


Счастье это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души (Дзержинский)
 
sunnyДата: Четверг, 2010.06.24, 23:09 | Сообщение # 55
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 820
Награды: 8
Репутация: 4
Статус:
Quote (Alisher)
Нет мужья обращаются к женам на "ТЫ", а еще есть некоторые местности, люди которых со всеми обращаются на "Вы" (в основном на Севере Таджикистана: в Исфаре, в Худжанде (только малый процент), в Канибадаме) - у них это по традициям, почти никогда не пользуются словом "ты", в детстве с дружками прикалывались над Исфаринцами, что как будто они обращались на "Вы" даже с собакой ^_^. А в Южном регионе также существуют местности, которые не пользуются словом "Вы". Например г.Куляб. Кулябцы обращаются на "ты" со всеми, не зависимо от возраста - и со стариком и с женщиной, нету разницы, у них это тоже как-бы традиция.

Спасибо, Alisher, очень интересно.

 
ZaaraДата: Четверг, 2010.06.24, 23:32 | Сообщение # 56
Майор
Группа: Почетные
Сообщений: 138
Награды: 3
Репутация: 2
Статус:
Алишер спасибо и от меня Огромное.... smile

Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает.....или призываем прошлое и стараемся его вернуть........словно оно ушло слишком рано
 
AlisherДата: Пятница, 2010.06.25, 05:46 | Сообщение # 57
Генерал-майор
Группа: Почетные
Сообщений: 593
Награды: 3
Репутация: 5
Статус:
Не за что wine

Счастье это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души (Дзержинский)
 
sunnyДата: Суббота, 2010.06.26, 18:03 | Сообщение # 58
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 820
Награды: 8
Репутация: 4
Статус:
Не перестаю удивляться, или Восток - дело тонкое... В фильме "Бехуда хорам мекунй" молодая женщина была жестоко наказана за то, что осталась наедине с мужчиной. Но удивило меня не это (с данным постулатом Ислама я очень даже согласна :D) , а то, какое оригинальное решение проблемы нашли в Саудовской Аравии wink :

Предложи ему грудь

"Представители исламского духовенства в Саудовской Аравии предложили простое и изящное решение вечной проблемы: как женщине остаться наедине с мужчиной, если он не является ее близким родственником, и при этом не нарушить законы шариата, которые запрещают подобное уединение.

Следуя тексту новой фетвы, достаточно напоить коллегу, водителя такси или разносчика из булочной грудным молоком (правда, клирики пока что не сошлись во мнениях о способе приема — молоко должно быть непосредственно из груди или все-таки можно пригубить его из стакана), и мужчина станет вашим молочным сыном.

Для саудовских женщин уже в порядке вещей кормить грудью как своих дочерей, так и их новорожденных кузенов, чтобы в будущем девушки не были обязаны закрывать лицо перед двоюродными братьями.

Фетва же, касающаяся кормления взрослых мужчин, призвана помочь женщинам в щекотливых ситуациях, когда взрослые люди оказываются наедине друг с другом. Теперь «кормилица» и ее «молочный сын» смогут оставаться вместе сколь угодно долго — без опаски быть обвиненными в запрещенных сношениях.

Исторически это явление существует, наверное, столько же, сколько существует само кормление грудью. Один из древнейших примеров — случай, описанный римским историком Валериусом Максимусом в его труде «Девять книг памятных деяний и изречений» (Factorum ac dictorum memorabilium libri IX).

Сюжет этой истории, известной в европейской культуре как Caritas Romana («Римское милосердие»), прост: дочь тайно пробирается в тюрьму и кормит грудью приговоренного к смерти через голодание отца. «Римское милосердие» вдохновляло многие поколения художников, а в современной литературе этот сюжет нашел отражение в знаменитом рассказе Мопассана «Идиллия» и в финале «Гроздьев гнева» Стейнбека.

«Минуту Роза Сарона неподвижно сидела в наполненном шорохом дождя сарае. Потом она с трудом подняла с земли свое усталое тело и закуталась одеялом. Она медленно прошла в угол сарая и остановилась, глядя на изможденное лицо, глядя в широко открытые испуганные глаза.

Она медленно легла рядом с ним. Он покачал головой. Роза Сарона откинула одеяло с плеча и обнажила грудь.

— Так надо,— сказала Роза Сарона. Она прижалась к нему и притянула его голову к груди. — Ну вот... вот...

Ее рука передвинулась к его затылку, пальцы нежно поглаживали его волосы. Она подняла глаза, губы ее сомкнулись и застыли в таинственной улыбке».

В католической традиции есть таинственная и прекрасная легенда о кормлении св. Бернара Клервоского. По одной из ее версий Дева Мария явилась святому и брызнула на его губы струйку молока из своей груди, тем самым сделав его «молочным братом» Иисуса, по другой — Бернар заснул на молитве, и Дева Мария, появившаяся в его сне, накормила его своим молоком. В иконографии этого события художники всячески подчеркивали «отдаленность» Бернара от Богоматери.

Так называемые Adult Nursing Relationships (ANR) — отношения, при которых один из партнеров на регулярной основе пьет грудное молоко другого партнера. Женщины могут прибегать к ANR ради поддержания лактации или по причинам эротического характера: грудь и соски являются сильной эрогенной зоной. От 33 до 50% матерей переживают во время кормления грудью легкие эротические ощущения, каждая четвертая из них склонна этого стыдиться.

Часто ANR происходит в контексте эротического инфантилизма — перверсии, построенной на том, что взрослый человек испытывает сексуальное возбуждение в ходе эротических игр, включающих в себя атрибуты раннего детского возраста: памперсы, соски, кормление грудью или из бутылочки. () В БДСМ-культуре кормление грудью может служить как наградой (для доминантного партнера), так и элементом унижения подчиняющегося партнера («доение» женщины).

Что касается моногамных гетеросексуальных отношений, то исследование, проведенное в Британии, выявило, что от 25 до 33% мужчин регулярно пробовали молоко своей партнерши. Многие из них объясняли эту практику «любопытством» и «желанием быть частью всего процесса беременности и кормления».
http://www.snob.ru/selected/entry/20048

[u]

Добавлено (2010.06.26, 18:03)
---------------------------------------------

*Тихо сам с собою:
В Центральной Азии издавно принято употреблять некурительный табак "насвай".
"Основными составляющими насвая являются табак и щёлочь (гашёная известь). Также в состав продукта могут входить растительное масло и другие компоненты. Для улучшения вкуса могут добавляться приправы.

При кустарном изготовлении насвая в качестве щёлочи вместо гашёной извести может применяться зола растений.

Гашеная известь и зола изменяют кислотность среды и увеличивают всасывание никотина в кровь через слизистую оболочку рта. Другие компоненты смеси призваны выполнять формообразующую функцию при гранулировании молотого табака.

В продажу насвай поступает в виде маленьких «шариков» или «палочек», пластичной массы или порошка. Цвет продукта грязно-зелёный.

Употребление насвая вызывает никотиновую зависимость. Частое употребление вызывает также психологическую зависимость."
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/205003

*****
Alisher, что скажешь - и сейчас этот "насвай" у вас популярен?
- И что это за растение такое - "нас", от которого происходит название этого табака? Не то ли самое, листья которого активно жуют жители Йемена при этом называя его "катом"? biggrin
http://mxcc.ru/rasta/rastenie-kat-katinon-khat.jpg wink

Сообщение отредактировал sunny - Воскресенье, 2010.06.27, 13:21
 
ZaaraДата: Воскресенье, 2010.06.27, 12:19 | Сообщение # 59
Майор
Группа: Почетные
Сообщений: 138
Награды: 3
Репутация: 2
Статус:
sunny, Спасибо большое очень познавательно... smile

Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает.....или призываем прошлое и стараемся его вернуть........словно оно ушло слишком рано
 
sunnyДата: Воскресенье, 2010.06.27, 20:40 | Сообщение # 60
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 820
Награды: 8
Репутация: 4
Статус:
*Машу Зааре бирюзовым платком wink : Алишер скорее всего в затруднении и не ответит на мои провокационные вопросы. wink happy
Я снова улетаю, но обязательно вернусь.
"А напоследок я скажуууууу" happy : очень странное у азиатов восприятие времени: "сейчас приеду" может растянуться на много-мноооооого часов... и вообще - это ни в какие рамки не укладывается... happy Это просто какой-то http://demiart.ru/forum/journal_uploads/j7121_1228242745.gif happy


Сообщение отредактировал sunny - Воскресенье, 2010.06.27, 21:53
 
AlisherДата: Понедельник, 2010.06.28, 01:24 | Сообщение # 61
Генерал-майор
Группа: Почетные
Сообщений: 593
Награды: 3
Репутация: 5
Статус:
Не знаю из какого растения делают, но все правильно, этот "некурительный" табак в Средней Азии очень популярен, и тоже у нас как-бы в традициях, наверное потому, что после того, как начал употреблять этот вешь никак не можешь бросить, тоже что-то легкое "из наркотиков" но последствия не такие уж страшные какие ожидаются от наркотических веществ.
Но я не хотел добавить это в наших традициях, если бы все было в моих руках, я бы вообще запретил-бы употребления таких отвратительных вещей в своей стране. "Нос" - это типа влажный порошок зеленого цвета, совсем не вкусный, и имеет очень плохой запах, многие сначала "пробуют" его, только ради удовольствия, но когда привязываются, никак не могут бросить, это хуже чем курение, и самое плохое слишком дешевое, поэтому большинство мужчин предпочитают "насвая" вместо сигарет.


Счастье это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души (Дзержинский)
 
DzhamДата: Понедельник, 2010.06.28, 10:51 | Сообщение # 62
Сержант
Группа: Почетные
Сообщений: 64
Награды: 2
Репутация: 1
Статус:
Как тут интересно!!! С удовольствием читаю все ваши сообщения!
sunny,
Quote (sunny)
очень странное у азиатов восприятие времени: "сейчас приеду" может растянуться на много-мноооооого часов...
- согласна на 200%. angry И это не возможно никак исправить!!!
 
ZaaraДата: Понедельник, 2010.06.28, 12:56 | Сообщение # 63
Майор
Группа: Почетные
Сообщений: 138
Награды: 3
Репутация: 2
Статус:
smile smile smile ой девочки рассмешили happy

Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает.....или призываем прошлое и стараемся его вернуть........словно оно ушло слишком рано
 
lesenaДата: Вторник, 2010.06.29, 22:44 | Сообщение # 64
Рядовой
Группа: Заблокированные
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
Вот о свадебных традициях много рассказали, а интересно как по традициям происходит развод? Ведь всякое в жизни случается...Как относится к этому семья, правда ли что развестись мужчина может тоже только с разрешения матери??? Как потом общество относится к разведенной женщине???
 
sunnyДата: Среда, 2010.06.30, 04:07 | Сообщение # 65
Генерал-лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 820
Награды: 8
Репутация: 4
Статус:
Многие таджики сейчас разводятся ... по телефону - найдут себе новую жену в России, позвонят своей таджичке, скажут жене три раза "таллак!" (эквивалент арабскому "халлас!") - и вся недолга...
http://news.zakon.kz/147230-....ja.html
"CA-NEWS (TJ) - Таджикские мужчины, находящиеся на заработках за рубежом, все чаще стали разводиться со своими женами [b]по мобильному телефону,[/b] передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на сообщение агентства Азия-Плюс. Последнее, в свою очередь, ссылается на данные председателя комитета по делам семьи областного совета Согдийской области Таджикистана Матлюбу Сатарову.

«Как показывает практика и многочисленные жалобы наших женщин, их мужья, находящиеся длительное время в трудовой миграции, находят новых подруг, заводят с ними совместное хозяйство, а женам объявляют по мобильному телефону "талок"» (развод, который по мусульманским канонам вступает в силу после трехкратного произнесения этого слова - прим. ИТАР-ТАСС), - говорит она. В данном случае отсутствие официального документа о расторжении брака роли не играет. Подавляющее число женщин, особенно в сельской местности, вынуждены считаться с вековыми традициями и возвращаться "соломенной вдовой" в дом родителей, где вынуждены терпеть унижения и неприязнь со стороны родни и соседей или через какое-то время в зависимости от возраста становиться в качестве дополнительной рабочей силы второй или третьей женой состоятельного немолодого земляка.

По данным правозащитных организаций Таджикистана, с начала года разводы по телефону получили от своих мужей более 100 гражданок республики, а всего по стране, как считают независимые наблюдатели, число таких разводов колеблется в пределах нескольких тысяч человек. И тенденция к расторжению брака по инициативе мужей, вынужденно находящихся в поисках заработка за пределами страны, постоянно растет.

Вместе с тем совет улемов (мусульманских авторитетов. - прим. «Ферганы.Ру») Таджикистана считает развод по телефону не противоречащим канонам ислама, при условии наличия в момент разговора не менее одного свидетеля. В связи с этим власти Согдийской области намерены войти с официальным обращением к руководству мусульманского духовенства о запрете на "телефонный развод".

В настоящее время, по разным данным, за пределами Таджикистана трудятся годами до миллиона трудовых таджикских граждан, из которых три четверти составляют мужчины в возрасте от 18 до 55 лет. Это почти половина трудоспособного мужского населения страны. Они уезжают в поисках достойного заработка, оставляя на родине жен и многочисленных детей, в тщетной надежде вернуться домой через год-другой."

***************************************************************************************

Думаю, что к разведённым женщинам в Таджикистане относятся плохо... там вообще возвращаются к феодализму, хотя и говорят о демократии - командовать парадом будут муллы... Достаточно посмотреть замечательный фильм Худойназарова "Лунный папа"... Хотя я могу и ошибаться... Меня сегодня снова пригласили приехать в Таджикистан - как только смогу - полечу туда и воочию во всём убежусь... убедюсь или даже убеждусь happy

************************************************************************************************
Таджикистан: Женщины двинулись в миграцию

21.09.2009 | Валентина Касымбекова, Voice of Freedom
В последние десять лет большая часть населения Таджикистана выживает за счет средств, добытых тяжким трудом трудовых мигрантов. Миграция обрела масштабный характер: сейчас более 1 млн. граждан страны находится на заработках за рубежом. Это очень много для населения небольшой страны, насчитывающей около 3 млн. населения трудоспособного возраста.

И с годами волна миграции только нарастает. Если ранее выезжали мужчины среднего возраста с определенной трудовой квалификаций, то сейчас едут на заработки даже подростки не окончившие школу.
Несмотря на большой объем денежных переводов мигрантов в целом своим семьям, в Таджикистане нарастают проблемы, вызванные длительным отсутствием мужчин, традиционно являющихся главами семей. Чрезвычайные размеры миграции, спасающие людей от голода, начали сказываться на демографическом и психологическом состоянии общества. Налицо отрицательные последствия миграции: большинство семей страдают от разлуки, одинокие матери подвержены депрессии и суициду, плохому физическому здоровью, недоеданию. Часто после отъезда мужа его жена и дети подвергаются незаслуженным оскорблениям, физическому насилию от родственников мужа.

Одна из главных проблем состоит в том, что большое число таджикских мигрантов оседают в России, где несравненно лучшие социально-бытовые условия, более свободные нравы и есть возможность заработать. Зачастую они вступают в гражданский брак с местными жительницами и годами не возвращаются на родину, лишь изредка подавая о себе весточки или посылая деньги родителям или супруге.
У оставленной мужем Нигоры жизнь сложилась менее удачно. Она вышла замуж за парня, живущего в кишлаке и они жили в доме его родителей. Через год после того, как муж Нигоры пропал в России, свекровь потребовала, чтобы Нигора с тремя детьми ушла из их дома. Несмотря на жестокость такого требования, ее можно было понять: в доме было крайне тесно и голодно. Ведь там, кроме родителей, жили еще четверо их женатых сыновей с многочисленными детьми и число обитателей сельского жилища в возрасте от пенсионного до младенческого, приближалось к трем десяткам. Обед готовился в 20-тилитровом казане и съедался моментально и без остатка.

Дети Нигоры много раз избивались своими двоюродными братьями и сестрами, а старшие невестки заставляли ее выполнять самую тяжелую работу: работать на хлопковом поле, доить коров, носить воду из дальнего арыка, колоть дрова, стирать на всю огромную семью. К дастархану же их звали последними, когда кроме черных лепешек и чая на нем уже ничего не оставалось.

Но Нигора терпела, потому что не могла вернуться в дом родителей: там ситуация была ничем не лучше, а после пяти лет, прожитых в доме мужа, ей не было и там места. После очередной попытки свекрови изгнать ее, сопровождавшейся побоями, Нигора совершила попытку самосожжения. Ее спасли, и оставили в покое, но жизнь Нигоры стала во много раз тяжелее: у нее остались изуродованными лицо и руки, надломлена психика, нет сил заниматься с детьми и выполнять домашнюю работу. Она днями напролет сидит в своей тесной и маленькой комнатенке, и плачет в голос. А ее 10-летний сынишка говорит: "Я скоро подрасту и уеду в Россию. Там я заработаю много денег, куплю дом, много еды и заберу свою маму и сестер".

По сообщениям СМИ, подтвержденных данными прокуратуры, в Таджикистане растет количество случаев суицида. Так, за 9 месяцев текущего года в Хатлонской области было зафиксировано 40 случаев женского суицида и 16 - подросткового. Отмечается также рост детской преступности. По данным прокуратуры, в том же регионе по сравнению с прошлым годом она выросла на 12,4%, и самым распространенным среди несовершеннолетних преступлением является кража. В результате возбуждено 62 уголовных дел в отношении 58 несовершеннолетних.

Согласно исследованию "Брошенные жены таджикских трудовых мигрантов", проведенному Международной организацией по миграции (МОМ) в августе текущего года, около 40% уехавших мигрантов не оказывают материальной помощи своим оставленным женам. Конечно, не все из них бессердечные люди; по убеждению брошенных жен, около 12% мигрантов не смогли найти работу, им не выплатили зарплату или просто деньги не дошли до них.

Оставшаяся часть присылает деньги, однако практически все женщины заявили, что их недостаточно для покрытия расходов на питание, одежду, лечение и образование детей. Поэтому оставшиеся на родине жены чаще всего имеют плохое физическое здоровье из-за хронического недоедания и морально напряжены вследствие массы проблем, которые им приходится взять на себя. Результат - подверженность депрессии и суициду.

Как правило, помощи им ждать неоткуда - пособия по многодетности, возрасту или инвалидности настолько мизерны ($5-10), что зачастую их оформление стоит гораздо дороже, чем годовая сумма пособия. Только 4% женщин, согласно того же исследования МОМ, получают какие-либо льготы от государства. Еще более низка реальная помощь от международных и местных организаций, которая составляет всего 1%. Остается надеяться только на помощь родственников, которые зачастую также находятся в сложном положении.

Трудоустроиться женщинам весьма непросто, поскольку многие из них не получили даже среднего образования. К тому же работа в Таджикистане столь низкооплачиваема, что трудоустройство зачастую становиться бессмысленным: транспортные расходы на поездки превышают заработную плату.

По информации сотрудника аппарата президента Алишера Ярбабаева, на сегодня в Таджикистане имеется около 270 тысяч вакантных рабочих мест. Трудоустроились же всего около 30 тысяч человек, следовательно, почти 90% предложенных вакансий остались невостребованными из-за мизерной заработной платы.

Председатель общественного фонда "Панорама" Татьяна Бозрикова говорит: "Трудовая миграция привела к изменению гендерных ролей, но стереотипы остались прежними. Женщинам пришлось взять ответственность за воспитание детей, возделывание земли, решение многочисленных проблем. Получилось, что женщины стали более многофункциональными работницами, но не хозяйками положения, оставаясь под надзором родителей мужа или своих родственников. Конечно, не все могут смириться с таким положением. С 2005 года женщины также начали выезжать в миграцию. По нашим наблюдениям, 57% женщин выезжают вместе с мужьями. Однако в последнее время увеличился самостоятельный выезд незамужних женщин и брошенных жен".

С этим утверждением согласен и начальник управления Центра стратегических проблем Фируз Саидов. "В последние годы происходит изменение гендерного аспекта миграции, поскольку растет доля женщин в удельном весе мигрантов; она стала носить семейный характер. В настоящее время женщины составляют 10% всех мигрантов. По нашим наблюдениям, наиболее активны в этом процессе женщины Согдийской области. Чаще всего они находят работу, а если привозят детей, то отдают их в детские сады и школы", - говорит эксперт.

Женщины не хотят мириться с положением "соломенных вдов", находящихся годами в ожидании лучших времен, которые чаще всего не наступают. И в последние годы наметилась новая тенденция - их выезд в миграцию.

Жительница Душанбе Мавчуда в течение двух лет не видела своего супруга Фазлиддина, который работал грузчиком в Санкт-Петербурге. И хотя муж регулярно посылал ей деньги и подарки с родственниками, она чувствовала себя одинокой и обделенной. Мавчуда постоянно расспрашивала о муже вернувшихся из России родственников, которые работали вместе с Фазлиддинном и жили вместе с ним в одной съемной квартире. Однажды кто-то из них проговорился, что Фазлиддин ушел из общежития и живет с одной из сотрудниц фирмы. Мавчуда вместе с тремя детьми вылетела в Петербург и явилась на работу к мужу.

Спустя некоторое время ее взяли работать на фирме посудомойкой, а детей устроили в школу. Сейчас семья снимает отдельную квартиру и уже два года не приезжает в Таджикистан.
По оценкам международных экспертов, число женщин-мигрантов за последние три года выросло вдвое и составляет от 10 до 15 тысяч человек. Увеличение обусловлено начавшимся самостоятельным выездом женщин в миграцию, причем все большую часть из них составляют оставленные жены.

Глава московского фонда "Таджикистан" Гавхар Джураева, исходя из собственных наблюдений, утверждает, что таджикские женщины в основном работают уборщицами, посудомойками или помощницами продавцов и лишь единицы могут устроиться по имеющейся специальности.

"По сравнению с киргизскими женщинами, которые чаще работают продавщицами или швеями на фабриках, таджикские работницы не обладают нужными навыками и к тому же очень плохо знают русский язык", - отмечает она.

На последний момент обратили внимание и представители международных организаций, которые отметили, что незнание русского языка является большим недостатком по сравнению с конкурирующими мигрантами из других стран. Неоднократно прозвучали мнения о том, что недавно принятый новый закон "О языке" лишь усугубит эту ситуацию. Профессор Университета Центральной Азии из США Катрин Андерсон предложила провести в ближайшем будущем мониторинг последствий принятия нового закона.

Татьяна Бозрикова считает, что надо объединить усилия по профессиональной подготовке, задействовав республиканские возможности, международных доноров и НПО, проводить больше информационных кампаний о проблемах трудовой миграции.

Авторы исследования МОМ считают, что наряду с этим необходима психологическая и непосредственная материальная помощь женщинам с риском депрессии и суицида, в том числе с привлечением местных властей, медицинских и кризисных центров и религиозного сообщества.

Отдельным вопросом поставлена необходимость активизации таджикских государственных органов в помощь оставленным женщинам для использования существующей системы розыска своих мужей за рубежом.

Путей решения проблем брошенных жен и различных рекомендаций на эту тему гражданским обществом и международными организациями совместно с госструктурами выработано немало. Однако, к сожалению, мало говорится о том, что самая главная проблема - сама миграция, без уменьшения масштабов которой улучшить ситуацию не представляется возможным."
******************************************************************************************

. Что касается "Нашей Раши" - не надо так бурно на неё обижаться - только сегодня соседка по даче в Подмосковье делилась рассказом о том, как трудились у неё таджикские парни - это песТня!... happy она после их стараний вся больная .Два вновь прибывших в Россию таджика работали у неё просто замечательно, но те, таджики, что приехали раньше и ими командовали, вели себя как бы это помягче сказать - очень некорректнои по отношению к заказчику и по отношению к своим соотечественникам - и смех, и грех. Кстати, один из них к вечеру уже снова сидел у соседки-старушки на скамеечке, а потом и ко мне подрулил... потом расскажу о продолжении истории. wink

Добавлено (2010.06.30, 04:07)
---------------------------------------------

Quote (Alisher)
большинство мужчин предпочитают "насвая" вместо сигарет.

Стоило мне только упомянуть в разговоре про насвай, как меня тут же с готовностью спросили, не хочу ли я его попробовать. Я вежливо отказалась (хотя и любопытная). happy


Сообщение отредактировал sunny - Среда, 2010.06.30, 19:29
 
lesenaДата: Среда, 2010.06.30, 10:32 | Сообщение # 66
Рядовой
Группа: Заблокированные
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
sunny спасибо за информацию, а вот интересно узнать о разводе который происходит непосредственно в Таджикистане, когда супруги никуда не выежали???
 
AlisherДата: Четверг, 2010.07.01, 16:52 | Сообщение # 67
Генерал-майор
Группа: Почетные
Сообщений: 593
Награды: 3
Репутация: 5
Статус:
lesena, Развод - весьма редкий случай в Таджикистане, но не могу отрицать его существования. Согласно исламским традициям, если у мужа обоснованные доказательства, на то что жена ему неверна, то мужу достаточно произвести три слова "Се талок кардам" (талок - значит "Ты теперь свободна, ты больше не моя жена" и т.д. ), но по закону они остаются в браке, пока не подписывается акт о разводе в ЗАГС.

Счастье это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души (Дзержинский)

Сообщение отредактировал Alisher - Четверг, 2010.07.01, 16:53
 
lesenaДата: Пятница, 2010.07.02, 01:03 | Сообщение # 68
Рядовой
Группа: Заблокированные
Сообщений: 5
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
Alisher, спасибо
 
DzhamДата: Пятница, 2010.07.02, 06:54 | Сообщение # 69
Сержант
Группа: Почетные
Сообщений: 64
Награды: 2
Репутация: 1
Статус:
А если жена уличила мужа в неверности, может ли она также сказать три "волшебных" слова, чтоб развестись?
 
ZaaraДата: Пятница, 2010.07.02, 13:42 | Сообщение # 70
Майор
Группа: Почетные
Сообщений: 138
Награды: 3
Репутация: 2
Статус:
нет..... sad cry

Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает.....или призываем прошлое и стараемся его вернуть........словно оно ушло слишком рано
 
Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, Душанбе » культура и образование-санъат ва маориф » Культура поведения-Одоби рафтор » Таджикские традиции и обычаи
Поиск:

Приветствую Вас Гость

Логин:
Пароль:

Кнопка сайта



Друзья сайта
Статистика
Powered by Султанов Баходур Анварович © 2024