Душанбе

КТО ТАКИЕ АРИЙЦЫ? - Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, ДушанбеКТО ТАКИЕ АРИЙЦЫ? - Таджикский форум Душанбинцев Таджикистан, Душанбе 2012 - Душанбе мой любимый город! Таджикистан, Таджик
Меню сайта
Сделать стартовой

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
КТО ТАКИЕ АРИЙЦЫ?
AdminДата: Четверг, 2008.05.01, 22:39 | Сообщение # 1
Добрый Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1278
Награды: 9
Репутация: 31
Статус:
Говорят, что человек не имеет права называть себя

представителем того или иного народа, если он не знает его

историю и культуру. Сказано, правда, очень сурово. Мы знаем,

что все это не так. Если взять народы Центральной Азии, вряд

ли их десятая часть располагает знаниями, отвечающими этому

стандарту. Руководствуясь этим критерием, мы должны были бы

таджиков не считать таджиками, а узбеков узбеками. Все это

говорится ради того, чтобы люди знали своих предков, присущий

им менталитет, их потенциал, возможности, что, разумеется, не

помешало бы развитию человеческой цивилизации. Однако, очень

часто от людей скрывается историческая правда или к ней просто

добавляются элементы лжи. Это обычно делается представителями

тех народов, которые пытаются оправдать свое значительно

позднее появление на той или иной территории. А когда

появляется ложь, возникает недоверие. Хотя, когда речь идет о

народах, положивших начало развитию человеческой цивилизации,

вряд ли можно подвергнуть сомнению заслуги арийских народов,

что определено их древним происхождением. Уже давно доказано,

таджики - одна из древнейших ветвей арийского народа. На сей

счет опубликовано немало трудов выдающимися учеными мира.

Думаем, для наших читателей интересно будет познакомиться с

точкой зрения известного таджикского ученого, академика

Академии Наук Республики Таджикистан Нугмона Негматова.

Перманентной макроцивилизации страны и народа Арианы 8000 лет

Мировая научная и интеллектуальная общественность, особенно,

историография, общая этнология, археология, культурология и

философия вот уже несколько сотен лет взбудоражены научными

открытиями величайшего значения - Авесты Гаты, Видевдаты,

Яшты, Виспереда, Ведов, Бундахишна, Махабхарата, Денкарта,

Хвадайнамака и других древнеиранских, древнеиндийских

памятников, древнеперсидских и арамейских наскальных надписей

и разнохарактерных письменных артефактов Бехисутуна, Суза,

Персеполя, Накширустама, Пайкули, эдикты царя Ашоки и других -

санскритских, пехлевийских, армянских, согдианских,

хорезмийских письменных свидетельств о зороастрийской

единобожьей религии Ахурамазды, его пророка Зардушта

(Зороастры), их страны "Ариана" с народом арийцев и, наконец,

реликвенными фарсами - зороастрийцами в горах Ирана и Индии. А

Европа античной классической поры оставила нам значительное

число древнегреческих и латинских свидетельств об Ариане,

арийцах, их этнических, языковых и культурных производных

Средней Азии и Среднего Востока древнейшего периода.

Эта всеобщая мировая древнегуманитарная проблема привлекла

внимание сотен именитых ученых специалистов разных

вышеназванных наук и вместе с ними тысячи

интеллектуалов-дилетантов со всех континентов. Написаны сотни

серьезных научных книг, статей и заметок и тысячи любительских

публикаций с более громкими сенсационными названиями, но почти

всегда с искренним желанием внести свою лепту в эту

суперзапутанную научную тему и словесности вообще.

За столетия формировалась также серия самых больших научных

проблем по локализации страны "Ариана", хронологии и этапах

формирования арийского этноса, его языка и культуры,

единобожьей религии Зороастризма и предшествующего раннего

духовного политеизма, личности Зардушта, доктрины Ахурамазды,

создателя (Зардушта) или создателях главного канона

зороастризма "Авесты" и других сопутствующих сочинений и

вообще зороастрийской идеологии ариев, а в целом - по созданию

общей этнологии и цивилизации арийцев.

И вот мир начал отсчитывать первое десятилетие XXI века.

Таджики и Таджикистан волею судьбы получили свободу и

независимость, избрали своего лидера нации и главу

государства. Этим лидером оказался Эмомали Рахмонов, человек

из гущи народа, народа-труженика, земледельца, мирянина -

носителя знамени "Культа книги", которому 900 лет в течение

второго тысячелетия нашей эры не везло. Этот народ, который

был носителем просвещения, оказывался под жестокой властью

тюркских, чингизхановских и кипчакских носителей "культа

меча", пережил резню и геноцид в разные исторические эпохи,

потерю земель, городов, жен и дочерей, угнанных в неволю,

богатой и возделанной страны с высочайшей перманентной

(непрерывной) макроцивилизацией с возрастом порядка 8000 лет.

Эмомали Рахмонов, которому судьба вверила возглавить свой

народ в начале новой исторической эпохи, ищет причины развития

и падения, побед и поражений, счастья и трагедии в перипетиях

нашей древней истории и современной жизни, и на этой основе

создал фундаментальный труд в двух томах "Таджики в зеркале

истории. От арийцев до Саманидов" (Лондон - Душанбе, 2000,

2002гг). В этих книгах президент Рахмонов свои глубокие

размышления начинает следующей постановкой проблем: "кто мы,

откуда, из каких корней произросли? Кто были наши первые

предки, из каких краев они пришли, в каких пределах жили? Где

берет начало и до берегов какого времени доходит история

цивилизации и государственности таджиков? Каков исторический

вклад нашей нации в зарождении и дальнейшем развитии

совместной цивилизации арийцев? Имеет ли право наш язык быть

историческим и культурным наследием, сохранил ли он свою

национальную первозданность или же мы заимствовали его у

других народов?

Эти и десятки других вопросов сегодня, в период самосознания и

национальной независимости, приобретают для нас новый и особый

смысл. "Размышляя над ними, каждый человек, наделенный пылким

умом и сердцем, переполненными любовью к Родине, духовно

приобщается к далекой и близкой истории своего народа" (Э. Ш.

Рахмонов. "Таджики в зеркале истории. От арийцев до

Саманидов". Книга первая. Лондон, 2000, с. 125).

Президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонов в своем докладе

к двенадцатой годовщине независимости республики предложил

объявить 2006 год - годом арийской цивилизации, а 12 сентября

2003 года издал специальный указ "О годе арийской цивилизации"

в целях изучения и пропаганды вклада арийцев в историю мировой

цивилизации, воспитания поколения в духе национального

самосознания, развития связей между народами и культурами.

Торжества по этому случаю намечено проводить в дни

празднования пятнадцатой годовщины государственной

независимости РТ.

Ранний этап развития цивилизации арийских народов

В "период ранней архаики" в Центральной Азии происходил

важнейший этнокультурный процесс формирования тотемно-речевой

основы бытия раннеавтохтонных общин прямоходящих,

эректусонеандертельского этапа НОМО Sapiens (разумного

человека) порядка 200 - 12 тысячелетней давности. Тогда

начавшие свое формирование аборигенные раннеарийские общины

начинали создание интелектуально-речевого фона на базе

ближайшей окружающей среды (наиболее выдающихся зримых и

осязаемых явлений природы и животного мира), превращая их в

положительные и отрицательные тотемы: свет (солнце) и тьма,

тепло (огонь) и холод, вода источников и ручей, гора с

пещерами, целый ряд разновидностей дикого животного мира,

особенно легко приручаемых.

Тотемно - речевое мировосприятие и мирообъяснение периода

арийской архаики положили основу первого исторического фактора

революционного культурогенеза наших далеких предков. Это,

видимо, можно назвать началом восхода арийской зари, датировку

я уже назвал выше.

Следующий этап этно-культурогенеза ранних арийцев происходил в

археологические эпохи мезолита и начала неолита (XII - VI

тысяч лет до нашей эры), когда они ближе, глубже и шире

знакомились с окружающей средой, смелее осваивали и обживали

ее более практично и успешно начали окультивирование тотемных

животных (собак, коров, коней, ослов, рыб, кошек, петухов,

птиц и др.), пищевых злаков (зерновые, бобовые и др.),

корнеплодов и ягод деревьев (абрикосы и др.). На этом этапе

началась примитивно-интуитивная селекционная практика по

сохранению и улучшению видов животного и растительного мира.

Это была заря земледелия, скотоводства и селекционной практики

арийцев, приведших их к широкому интеллектуальному мышлению,

тотемно-духовному, рече-языковому богатству и

пище-производственному труду, практически к новому

революционному обращению и освоению окружающей среды и

мироздания. Наступает новая историческая эпоха, называемая в

археологии "неолитической революцией". Начинается время

цивилизационных открытий в VI - V тысячелетиях до нашей эры

(т.е. 8-7 тысяч лет до нас). Развитие цивилизации в этот

период определили:

- изобретение шлифования и сверления в камнеобработке и

создание более удобных, производительных, эстетически изящных

орудий труда: неолитических топоров, серпов, микролитов и

стрел;

- изобретение гончарной посуды (особенно, глиняных котлов и

корчаг и их обжига, приведших к хранению, варки пищевых

продуктов и разнообразию пищеблока (особенно, жидкого),

революционно улучшивших анатомию и физиологию человека;

- изобретение прядения и ткачества, шитья одежды, существенно

улучшивших природно-климатическую самозащиту человека и

художественной эстетики древнего костюма (начало истории

костюма и моделирования одежды

- начинается искусственное возведение первых жилых укрытий от

опасностей окружающей дикой природы и хищных зверей, от холода

или непомерной жары, формирование общинных групп и поселений

одного или нескольких родов.

В эпоху формирования древнейших человеческих общин, пожалуй,

главнейшими жизненными и цивилизационными факторами бытия

стали начало богарного и ирригационного земледелия в оазисных

низинах приречных зон и на покаты склонах предгорных полос

путем возведения простых земляных дамб на путях весенних

паводковых горных селевых и речных вод и их накопление на

необходимое вегетационное время окультуриваемых растений,

прежде всего, злаковых зерен (ячмень, пшеница, бобовые и др.).

Самая ранняя практика зафиксирована в бассейнах Амударьи и

Сырдарьи, Заравшана, в дельтовых зонах больших и малых рек и

их притоков Мургаба, Теджена, Герируда, Хильменда,

Сурхандарьи, Вахша, Кафернигана, целого ряда южных притоков

Пянджа, склонов Кабутака (Копетдаг), Гиндукуша, Припамирья и

других гор. Для водозадержания создавались разномасштабные

лесовые дамбы с использованием каменных валунов и хвороста.

Остатки таких сооружений изучены в зонах многих древнейших

памятников эпох неолита, энеолита и бронзы (Джейтун, Саразм и

др.) А в среднеазиатской археологии сформировались специальные

научные направления изучения древнейшей ирригации, экологии,

географии и геофизики со своими специальными методологическими

исследованиями не только водных сооружений, но и самых

нежнейших артефактов (остатков) растительности. В последнем

особенные успехи достигнуты французскими специалистами на

объектах Саразма и южно-пянджской зоны верха амударьинских

земель.

Тогда же немалого успеха достигла духовность древнейших

общинников. Высокий интеллект, значительное миропонимание,

богатая мифологическая и обрядовая духовность, быт и

материальная культура широко и глубоко отражены в знаменитых

комплексах петроглифов на скалах Тамды, Саймалиташа, пещер

Шахты, Ашта, Прикаспия.

Этот начальный этап цивилизации арийцев завершился выше

перечисленными факторами "неолитической революции", приведших

арийские общины к их объединению, к переходу арийского

общества в целом от присваивающего хозяйства охотников и

собирателей готовых продуктов дикой природы к

интеллектуальному освоению мира и производительному хозяйству,

т.е. земледелию, скотоводству и палеометаллу - первому

великому социально-экономическому скачку в истории

человечества, совершенный арийцами среднеазиатской Арианы в VI

- IV тысячелетиях до нашей эры (т.е. 8-6 тысяч лет до нас).

Древняя Ариана - прародина арийских народов

На втором этапе цивилизации Арианы, в IV - III тысячелетиях до

нашей эры (т.е. 6 -5 тысяч лет до нас) происходит:

- полное сложение земледелия и ирригации, образа оседлой жизни

и труда, формирование оазисов, поселений и ранних городов, их

жилищ, общественно духовных и административных центров;

- в соответствии с конкретными природными условиями и

окружающей средой происходит формирование видов и технологии

землепользования и водопользования, выделение богарных и

искусственно орошаемых зон с соответствующим изобретением

орудий труда и выведение и селекцией видов и сортов новых

пищевых культурных растений;

- соответственно земледелец дорабатывает и улучшает виды своих

каменных орудий труда, совершенствует их рабочие качества и

эстетические формы, особенно, шлифованных просверленных (для

насадки деревянных ручек) топоров, каменно-сборных серпов на

деревянной основе для насадки мелких каменных пластинок

-микролитов. Совершенствуются другие виды прежних охотничьих и

корне корчевальных орудий и т.п.;

- в этот же период идет усиленный поиск ариев более твердого,

удобного и универсального материала для замены в целом

неудобного тяжелого камня, и это знаменуется находкой

плавившейся меди на дне отопительных костров и очагов для

приготовления пищи. Но мягкость, меди не позволила создать

твердых орудий труда и лишь пошла на изготовление украшений

женщинам и мужчинам и на изготовление некоторых орудий типа

игл и других режущих инструментов в домашнем, особенно,

ткацком и швейном деле. Дальнейшие поиски металлов вскоре

привели к открытию свинца и олова, сплав которых с медью дал

материал нужной твердости и необходимых разнообразных орудий

труда, предметы быта и домашнего обихода;

- так, арийцы достигли больших практических и теоретических

успехов в искусстве рудодобычи, металлургии, литья меди,

олова, свинца, бронзы для создания необходимых орудий труда,

предметов быта и украшений. Формирование металлургии, как

области человеческого труда, привело к изобретению целого

комплекса специальных инструментов рудо-добычи, металлургии и

литья множества назначений и форм изделий. Так арийцами было

совершено очередное великое открытие последующих тысячелетий

палеометалла на рубеже эпох энеолита и бронзы;

- таким образом, на этом этапе полностью складываются ремесла

гончаров, ткачей, строителей, рудокопов и металлургов, т.е

формируется первый блок необходимого для полноценного развития

общества, а выше называли земледельцев, ирригаторов

скотоводов. Уже весь блок ремесленных профессий с сообществом

профессионалов для создания и процветания полноценной

цивилизации Арианы Средней Азии IV - III тысячелетиий до нашей

эры.

Этот великий скачок производства и интеллектуального роста

вывел общество арийцев на более высокий уровень всеобщего

материального и духовного подъема.

Миграционные процессы в жизни арийских народов

К концу этапа начинаются миграционные процессы из арийской

первородины в разные регионы Евразии. В итоге увеличения

добавочного продукта, общественного достатка и других условий

жизни Арианы происходит огромный количественный рост

народонаселения арийских общин, поселений ранних городов,

оазисов и страны в целом, территории которого составляли

бассейны Амударьи, Сырдарьи, Арала, Заравшана, Сурхандарьи,

Вахша, Кафирнигана, Пянджа, Мургаба, Теджена, Герируда,

Хильменда и Пенджаба.

И это вынуждает общество Арианы начать продолжительные большие

и малые перманентные миграции в относительно малозаселенные

или вовсе свободные степные; горные и долинные регионы

Евразии: через северный и южный Кавказ в бассейны Днепра,

Дуная и Карпатских гор (археологическая культура Триполье -

Лука -Врублевецкая Кукутены), на Юго - Восточный Урал

(памятники Аркаима), в степи между Волгой и Енисеем

(андроновская этнокультурная общность). Новые группы ариев

мигрировали в Северный Индостан, приокеанский пояс Афганистана

и Ирана, в Южный Прикаспий, Южный Кавказ, Малую Азию и через

Дарданеллы в Фракию и бассейн Эгейского моря.

Эти миграции арийцев из прародины Арианы и из других очагов

ранних миграций (например, крупный исследователь андроновской

культуры Е.Е.Кузьмина допускает миграцию части носителей через

Припамирье в Индию) имели огромное этноязыковое и культурно

-историческое значение фактически для всей Евразии, открывшей

также свой новый историко-цивилизационный этап истории с

огромным этническим, производственным и культурным наследием,

с истечением времени создав поныне здравствующую большую

индоевропейскую родственную этноязыковую группу современных

народов и наций с арийским корнем исторического происхождения.

Продолжение следует...



Я таджик и горжусь этим! (Султанов Баходур)
"Если каждый гордится именем отца и матери, великими своими предками, то и каждый житель Таджикистана имеет полное моральное право гордиться именем родины и её столицей городом Душанбе. Ибо Душанбе является колыбелью возрождения таджикской национальности, средоточием надежд таджиков, всех таджикистанцев. " (Эмомали Рахмон)
'Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она - своя((Сенека) '
"Любовь к Родине проявляется тогда, когда ты вдали от нее и не хватает тебе ее и не привычно жить не своей тарелке , где люди дают знать о том что ты не свой, хотя мы все называемся одним словом Человек. И ты осознаешь что Родина это земной Рай где тебе всегда хорошо, где тебя любят и всегда ждут)"(Султанов Баходур Анварович)
 
AdminДата: Четверг, 2008.05.01, 22:39 | Сообщение # 2
Добрый Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1278
Награды: 9
Репутация: 31
Статус:
КТО ТАКИЕ АРИЙЦЫ?

Продолжение...

Каждый, когда причисляет себя тому или иному народу, обычно

испытывает чувство гордости. Это вполне понятно. Человек не

имеет права не отдавать должное своим предкам, внесшим

определенный вклад в развитие человеческой цивилизации.

Таджики испытывают подобное чувство, когда говорят, что они

являются потомками арийцев. Иногда понятие "арийцы"

истолковывается некоторыми, как подчеркивание своего расового

превосходства, что ровным счетом ничего не дает представителю

данного народа, но и в корне противоречит международным нормам

права. Но никто не отнимает у человека права гордиться прошлым

своего народа. Тем более, что это чувство может порождать

патриотизм, готовность не только защищать свою родину, но и

развивать, опираясь на опыт героических поколений.

В предыдущем номере нашей газеты мы предложили часть одной из

многочисленных работ доктора исторических наук, заслуженного

деятеля культуры Таджикистана, академика Академии Наук

республики Нугмона Негматова, посвященной далеким историческим

предкам таджиков. Сегодня вниманию читателей прелагается

вторая часть нашей публикации.

Расцвет арийской культуры

В истории и цивилизации Арианы не менее важные процессы и их

итоговые достижения совершались на этапе II - I тысячелетий до

нашей эры. Произошло полное оформление идеологии арийцев в

форме феномена Зороастрийской религии и её основного свода

канонов "Авесты". Зороастрийская религия с "Авестой" уже в

полном материальном и духовном отражении зафиксированы

археологами в развалинах ранних городов Бактрии (Джаркутан на

Сурхандарье и др.). Создание "Авесты" и жизнь Зардушта

относятся к XVIII- XIII вв. до нашей эры.

Зороастрийскую веру с каноном "Авесты" и пророком Зардуштом

воспринимает древнеарийская царствующая династия Кеянидов

(царь Гуштасп), канонизируют Ахемениды (VII - IV вв. до н.э),

Парфяне (III в. до н.э. - III в. н. э.) и Сасаниды (224 - 651

н.э.), как свои государственные религии с единым Богом

Ахурамаздой и единым пророком Зороастрой (Зардуштом). В

"Авесте" нашло полное аналитическое освещение вся

мифологическая и реальная история арийцев.

На рубеже II-I тысячелетий до нашей эры земли прародины

древних арийцев делятся на ряд высокоразвитых

историко-культурных областей: Маргиана со столицей Мерв в

нижних течениях Мургаба и Теджена и на северной подгорной

полосе Кабутака (северохоросанские горы), Бактрия со столицей

Балх - в бассейне Средней и Верхней Амударьи между Гиндукушем

и Гиссарским хребтом, Согдиана со столицей Самарканд - в

бассейнах рек Заравшан, Кашка-Дарья, Сырдарья и Хафтруд,

Хорезм - в бассейне нижней Амударьи и Южного Приаралья, Арея

(Харайва) со столицей Хират в бассейне реки Хильменд и Малом

Хорасане. Все эти области (дахью) и их население - этносы этих

немного обособившихся арийских областей - говорили на общем

арийско-авестийском языке с немногими своими диалектными

различиями и вместе составили восточную группу древнеиранских

(арийских) языков исторической Арианы, а при формировании

таджикского народа в эпоху государств Сасанидов и Саманидов (V

- X вв. н.э.) вошли в его состав в качестве основных

этноязыковых компонентов.

Во II - I тысячелетиях до н. э. большие этнокультурные сдвиги

происходят и в евразийских степных зонах арийской общности

Арьян-веджа. Здесь великую андроновскую этнокультурную

общность и их сородичей, размещавшихся в Южной Сибири, на

Алтае, в великих Северо-Центральноазиатских, Урало-Каспийских,

Нижне-Волжких и Северо-Кавказских степях и горах до

Причерноморья сменила следующая великая скифо-сарматская

(савроматская) арийская этнокультурная общность. Всеми ими

оставлены огромные культурно-исторические ценности

"скифо-сибирского звериного стиля" и великая серия "царских

курганов" Причерноморья, Крыма, Северного Кавказа, Восточного

Приаралья, Семиречья, Енисея и Горного Алтая.

В течение всего XX века в Центральной Азии археологами были

раскопаны около 100 памятников, проведены разномасштабные, в

целом грандиозные, исследования по изучению цивилизации

Арианы-Маргианы, Согдианы, Бактрии IV - I тысячелетий до нашей

эры, каждый изученный памятник, которой уже сам по себе

значим: Анау, Намазгатеппа, Алтынтепа, Тоголок, Улугтепа,

Каратепа, Гонур, Сумбар, Келлели, Геоксюр, Язтепа, Саразм,

Заманбаба, Дашти Козы, Муминабад, Чует, Дальверзин, Эйлатан,

Шурабашат, Кайраккум, Сапалли, Джаркутан, Бустан, Молали,

Кучуктепа, Бешкент, Ранний Тулхар, Ранний Ариктау, Вахш,

Шортукай, Давлатабадский, Фарукабадский и Даштлинский оазисы и

др.. В эти исследования особенно большой вклад внесли крупные

археологи- аналитики В.М. Массон (1959; 1962; 1964; 1966;

1971; 1973; 1975; 1976; 1984), В.И. Сарианиди (1960; 1962;

1965; 1976;1977; 1990), И.Н. Хлопин (1963; 1963а; 1964;

1969;1983; 1983а), А.М. Мандельштам (1968), А.А. Аскаров

(1973; 1977; 1979; 1983;), К.Ф.Смирнов , Е. Е. Кузьмина (1966;

1966а; 1977; 1988; 1994;), Ю.А. Заднепровский (1962), А.И.

Исаков (1991), Л.Т. Пьянкова (1989; 1998), И.С. Максимов

(1976), И.Е. Лисицына (1965; 1978), Э.В. Сайко (1973), А.Н.

Бернштам (1952), Б.А. Литвинскии (1972), С.П. Толстов (1960),

В.А. Вишневская (1973), Л.М. Левина (1993; 1996), Б.И.

Вайнберг, Л.М. Левина (1993), Х.Юсупов (1986; 1991; 1997) и

др.

В результате на большом числе хорошо изученных памятников

открыт цельный четырехтысячелетний пласт истории основного

ядра оседлоземледельческих культур Средней Азии, поставлены и

во многом решены ряд больших и важных научных проблем древней

истории, открыт путь к новым историческим размышлениям,

обобщениям и концептуальным раскладкам. Например, о выделении

нового формационного общинно- сословного строя в истории

Средней Азии, о признаках формирования общесреднееазиатской

цивилизации, которая может быть названа Арийской. На

совокупности громадного добытого материала теперь можно

составить более объёмную общесреднеазиатскую характеристику

важного переходного этапа социально-экономического и

культурно-антропологического формирования общества с

производящим образом жизни и хозяйства на базе целого ряда

социально-культурных артефактов: земледелия, скотоводства,

металлургии, керамического производства, ткачества и шитья,

кожевенного дела, урбанизации со строительно-архитектурным и

фортификационным направлениями. В итоге происходит отделение

ремесла от земледелия, города от деревни, а все вместе

обеспечило лучшие условия жизни для физиологического и

интеллектуального усовершенствования индивида и общества в

целом. Человек начал экологическую реконструкцию своей

обитаемой среды и постепенно выявлял свои потенциальные

возможности жизненного обустройства с формированием своих

начальных бытовых и культурных потребностей, самопознания и

самовыражения, например, в искусствах керамических и

наскальных росписей. Одно пожелание ученым - исследователям -

не усматривать во всем магию, мифы, верования религиозные

явления, а оставить место дорелигиозным и параллельно идущим

человеческим потребностям в светском образе жизни. Не следует

чересчур много заниматься "богоискательством и

боготворчеством". Мне думается, много радостей человек искал,

находил и видел в светской духовности. Нам следует разработать

методы и концепцию поисков светской духовности.

Многие из отмеченных процессов уже выявлены и отмечены в

трудах ученых, особенно четко и во многом убедительно в

монографии В.М.Массона "Алтын-Депе" (Л.,1984), в её

заключительных аналитических главах. Однако, они при тогдашних

советских идеологических рамках и действующей марксисткой

европоцентристской формационной историографии, разумеется, не

могли подойти к своим материалам с новых сегодняшних

реформаторских позиций по оценке и созданию объективной

исторической действительности. Я в своей книге "Таджикский

феномен: история и теория" (Душанбе, 1997) предложил ряд

концептуальных нововведений в нашу таджикскую историю,

исходящих из накопленных в XX веке материалов исторических, а

иногда всех гуманитарных наук. Мне представляется, что поиск

инноваций - лучший путь к сегодняшнему самоусовершенствованию

ученых и науки в целом.

Одна из наиболее важных инноваций на данном этапе нашей науки

является представленная в статье карта локализации арийской

"Золотой подковы" на Среднеазиатской Земле. Думается, что

такая попытка культурно-антропологического подхода к арийской

проблеме самая реальная, объективная, разумная, и ее следует

смело принять и обосновывать.

В названных остатках городских поселений и

раннеземледельческих оазисов с огромным количеством остатков

жилых, общественных и хозяйственных построек и вещественных

артефактов, оставленных нам многими десятками развитых

высококультурных древнейших и древних человеческих общин с уже

сложившимися жизненными комплексами уникальных материальных и

духовных ценностей истории и культуры Центральной Азии мы

имеем полный объём источников по разнообразным аспектам жизни

и деятельности наших прямых автохтонных предков со своим

экономическим, социальным, материальным и духовным образом

жизни, труда, быта и культуры.

Все эти открытия, и в значительной степени

научно-исследованные памятники оседлой земледельческой жизни

на базе полного комплекса и разнообразия ирригационных

сооружений и раннего городского водоснабжения, представляют

практически все последние 7-8 тысяч лет нашей истории. Они все

располагались по долинам и приречным оазисам, особенно веерам

дельтовых конечностей больших, средних и малых рек трех

великих и ряда малых бассейнов Центральной Азии-Амударьи,

Сырдарьи, Заравшана, Инда, Ганга, Яркенда, Тарима, Пянджа,

Вахша, Кафернигана (древний Рамид), Сурхандарьи (древний

Чаганиёнруд), Мургаба, Теджена, Герируда, Хильменда и других

рек, берущих начало со снежных и ледниковых вершин

Памиро-Алайских, Тьяньшанских, Гималайских, Тибетских,

Гиндукушских, Загросских и Кабутакских горных систем.

Все около ста уже известных ученым памятников ранних городских

поселений и раннеземледельческих оазисов группируются ныне в

регионах великих древних центрально-азиатских альмаматерных

городов - Балха, Герата, Нишапура, Марва, Гурганджа,

Самарканда, Бухары, Худжанда, Канха (развалины Канка),

Ферганы, Оша, Тироза, Кашгара, Куча, Гиссара, Куляба-Хульбука,

Термеза.

Исторически первыми аборигенами-освоителями земельно-водных

ресурсов и создателями всех древнейших этапов городских и

земледельческо-ирригационных цивилизаций названных водных

бассейнов Центральной Азии были арийские общины - племена и

народы, давшие жизнь и общественное бытие последующим

индоариям, индоиранцам и всему современному индоевропейскому

сообществу народов, языков и стран Евразии, мигрировавших в

разные эпохи по пяти континентам современного мира.

Прародина этих арийцев была названа уже в середине первого

тысячелетия до нашей эры древнегреческими историками

(Эратосфен и др.), как страна Ариана - между Каспием,

Загроссом, Гиндукушем, Памиро-Алаем и Тяньшаном с их

альмаматерными историко- культурными областями и городами

Герат (авестийская Харайва, греческая Арея), Балх (Авест.

Бахди, греч. Бактрия), Мерв (Авест. Моуру, греч. Маргиана),

Самарканд (Авест. Гава и Сугда, греч. Согдиана). Как раз на

этой исторической арийской прародине ныне открыта целая серия

ранних городов Северного подножия Кабутака бассейнов Мургаба и

Теджена (развалины Анау, Намазгатепа, Алтынтепа; Тоголокский,

Геокстрский, Гонурский, Келлелинский оазисы) названные

известным археологом В.И.Сарианиди "Цивилизацией Маргуш"

(Мартиана). Открыт известным археологом А. Исаковым ранний

город Саразм на Среднем Заравшане - зачинатель цивилизации

Сугд (Согдиана) . Весь их список с картой опубликован в первом

томе "Истории таджикского народа" ( Душанбе, 1998).

В заключение мне хотелось подчеркнуть один важный

идеолого-политический вопрос данной темы концепции.

Гитлеровский фашизм в 30-40 годах XX века, включив в свою

идеологию расовое происхождение немецкой нации "Величие и

чистоту арийской расы" и знаковый символ небесных светил

Солнца и Звезд в виде геометрического изображения свастики и

начав под этим лозунгом Вторую Мировую войну, попытался

установить мировое господство с германской гегемонией. Тем

самым, было нагло оскорблено доброе имя древнейшего

талантливого оседло-земледельческого народа и страны ариев -

Арианы Центральной Азии и огромных степных и горных территорий ряда больших регионов Евразии с преимущественно

скотоводами-ариями - Арьян Веджда, являющихся прямыми и

древнейшими предками всех современных народов и наций

индоевропейского этно-языкового происхождения. Арии, или

арийцы, антропологически были европеоидного расового типа,

являлись великолепными профессионалами древнейших производств

(гончарства, ткачества, металлургии меди и бронзы), зодчими,

строителями самых ранних поселений и городов, авторами

селекции и культирования диких злаков (пшеницы, ячменя и

бобовых), приручения диких животных и селекции великолепных

арийских коней, изобретателями боевых двухколесных колесниц и

десятков других древнейших изобретений раннего человечества.

Они создатели первой в истории человечества единобожьей

зороастрийской религии Ахурамазды и пророка Зороастры,

проповедующих земледелие, скотоводство, мирный труд , добрые

дела и помыслы. Высокий интеллект и духовность арийцев

позволили евразийскому континенту создать первую древнейшую

многогранную макроцивилизацию общеиндоевропейской значимости,

принадлежавшей иранским, индийским, славянским, германским,

романским, французским и англосакским народам и нациям.

Гитлеровский фашизм своей человеконенавистнической расовой

теорией и идеологией осрамил святую святых всех названных

родственных народов и наций - честь и славу своих древнейших

общих предков - арийцев и их высокую макроцивилизацию VI- I

тысячелетий до нашей эры. Разгромленный во Второй Мировой

войне (1939-1945гг.) и осужденный мировым сообществом

гитлеровский фашизм с его человеконенавистнической теорией

получил свое официальное наказание на Нюрнбергском судебном

процессе более полувека назад.

Почему мы поныне лишаем все названные народы возможности

уточнения своего объективно-исторического происхождения. Были

ли виновны наши древнейшие предки - арии - с их добрым

происхождением, трудовым и интеллектуальным наследием и

великой макроцивилизацией?! Вправе ли мы отказаться от этого

своего этно-культурного наследия?! Во много крат прав

президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов, который

глубоко и всесторонне изучив эту научно- политическую проблему

истории и современности в период решительных шагов Республики

Таджикистан по вхождению в Мировое Свободное Гражданское

Сообщество, и, учитывая, что таджикский народ, является прямым

историческим потомком народов прародины Арианы (как носитель

данного этноса-языка, культуры и великой цивилизации), первым

поднял этот наболевший вопрос нашей древней аборигенной

истории и объявил в стране 2006 год "Годом арийской

цивилизации Таджикистана". Он призвал другие народы и страны

исторического индоевропейского происхождения и всего мирового

сообщества к участию в этих торжествах.

Честь и слава народов арийского происхождения Азии и Европы и

их начальная объективная история и культура должны быть

восстановлены и отпразднованы. Что же касается таджикского

народа, то всем известно, что он никогда не поднимал оружия

против своих близких и отдаленных соседей, не захватывал чужие

земли, не устраивал резню и геноцид другим народам. Таджики

гордятся, что они мирный, трудолюбивый и гостеприимный народ.

Таджики всегда почитали и ныне почитают "культ книги", а не

"культ меча".



Я таджик и горжусь этим! (Султанов Баходур)
"Если каждый гордится именем отца и матери, великими своими предками, то и каждый житель Таджикистана имеет полное моральное право гордиться именем родины и её столицей городом Душанбе. Ибо Душанбе является колыбелью возрождения таджикской национальности, средоточием надежд таджиков, всех таджикистанцев. " (Эмомали Рахмон)
'Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она - своя((Сенека) '
"Любовь к Родине проявляется тогда, когда ты вдали от нее и не хватает тебе ее и не привычно жить не своей тарелке , где люди дают знать о том что ты не свой, хотя мы все называемся одним словом Человек. И ты осознаешь что Родина это земной Рай где тебе всегда хорошо, где тебя любят и всегда ждут)"(Султанов Баходур Анварович)
 
AdminДата: Четверг, 2008.05.01, 22:39 | Сообщение # 3
Добрый Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1278
Награды: 9
Репутация: 31
Статус:
ГЛОБАЛИЗМ СОГДИЙСКОЙ ДУХОВНОСТИ

Согдийцы в течение тысячелетий выработали свою богатую

языческую дорелигиозную светскую духовность. Истоки её уходят

в общеарийский мир познания окружающей природы эпох неолита,

энеолита и бронзы (VI-II тысячелетия до нашей эры) арийской

Прародины- центральноазиатской оседлоземледельческой Арианы и

степного скотоводческого Аряна Вайджа-Эранведжа в целом.

Арийская духовность (также как и арийско-авестийский праязык)

уже в древности распространяется на всю индоевропейскую

Евразию, а в новое время приобретает свой мировой глобализм.

Языковой аспект этого вопроса мы уже затрагивали в связи с

экстралингвистической характеристикой согдийского языка и

письменности (Ведомости "Вароруд", 2001, № 7).

В данной миниатюре "Согдологии" на примере следующего

фольклорного сюжета согдийской археологии и искусства

проиллюстрируем глобализм согдийской духовности.

Я имею в виду сенсационное открытие I967-1969 г.г. при

раскопках развалин города Бунджиката - столицы государства

Уструшана, в райцентре Шахристан Согдийской области

Таджикистана. Это настенная живописная композиция "Волчица,

кормящая двух человеческих младенцев", .подробно иcследованная

и опубликованная в издании Международного научного Совета АН

СССР по истории мировой культуры (см. Н.Н.Негматов,

В.М.Соколовский "Капитолийская волчица" в Таджикистане и

легенды Евразии.-Памятники культуры. Новые открытия.

Ежегодник, 1974. Москва: Наука, I975, с.438-458).

Открытая живописная композиция с волчицей, кормящей двух

младенцев в заключительной сцене, несомненно, является

воспроизведением известного сюжета, бытовавшего в древности в

мифологии многих народов и канонизированного в Староантичном

Риме.

В этой композиции имеются персонажи, которые повторяются

(фигура полуобнаженной женщины, фигура мужчины в синем плаще),

представлены элементы пейзажа (река, растения), воспроизведены

животные (волчица, водное существо), непосредственные

участники развивающегося сюжета. В композиции угадывается

напряженная обстановка, в которой действуют: правитель,

восседающий на тахте, полуобнаженная с распущенными волосами

женщина-мать младенцев, мужчина, берущий одного из младенцев у

женщины, и наблюдающий за всем этим мужчина в синем плаще, а

справа от реки группа из трех лиц, смотрящих на эту же сцену,

и последняя группа, включающая уже волчицу, двух младенцев и

того же наблюдающего мужчину-соучастника спасения младенцев.

Таким образом, перед нами изображение крупной многофигурной и

сложной в целом шестиметровой живописной сцены. Причем данный

памятник является хронологически первым известным нам

живописным воспроизведением в мировом искусстве древнеримской

легенды, в которой четко и строго последовательно изображены

все основные моменты сюжета.

По древнеримскому мифу, Эней-сын богини красоты Афродиты и

Анхиса, один из главных защитников малоазиатского города Трои

во время Троянской войны (Х11 в. до н.э.), вынес из этого

разрушенного и горящего города изображения домашних богов -

пенатов, своего старого отца и, собрав оставшихся в живых

горожан, отплыл на корабле, чтобы основать новую Трою в другом

месте. Так, троянцы во главе с Энеем прибыли в Италию, в

область Лациум и стали родоначальниками римлян. Потомок Энея и

сын царя города Альбалонги- Амулий, желая устранить возможных

претендентов на престол своего отца, двух младенцев-детей бога

войны Марса и Реи Сильвии и потомков того же легендарного

Энея- близнецов Ромула и Рема бросил в реку Тибр. Однако Ромул

и Рем чудом спаслись, были вскормлены волчицей и воспитаны

царским пастухом.

Возмужав и узнав о своем происхождении и поступке своего дяди

Амулия, они мстят ему, а на месте своего спасения на скале

"Капитолий" основывают город. Но в результате возникшей между

братьями ссоры из-за названия нового города и господства над

ним Ромул убивает Рема. Ромул становится царем Рима и римлян,

и т.д.

Миф о деяниях легендарного родоначальника римлян Энея в самом

Риме получил официальное признание в III веке до нашей эры и

стал темой многих произведений античных поэтов и писателей, в

том числе "Энеиды" Вергилия. Полагают, что первоначальный

вариант легенды об основании Рима появился в VI-V в.в. до

нашей эры у среднеитальянских этрусков. В нем основателем Рима

является лишь одно лицо - Ромул, а в дальнейшей официальной

переработки III в. до нашей эры личность основателя Рима

раздваивается. Римская историческая традиция объясняет начало

своей истории так: родоначальником римлян является Эней, а

основателем города Рима его потомки Ромул и Рем, причем само

основание города относят к 754 или 753 годам до нашей эры.

Хотя фактически поселение на месте Рима существовали с Х в. до

нашей эры.

Легенда об основателях Рима нашла широкое отражение в монетном

чекане и медальерном искусстве вплоть до VI в. нашей эры в

Восточно-Римской империи. В Средней Азии при раскопках

встречены около десятка привозных золотых брактеатов и

медальонов с изображениями волчицы, кормящей двух младенцев

(на памятниках Пенджикента, Шахристана, на урочище Гульдурсун

в верховьях Ахангарона). Они все датируются VI в. нашей эры.

Находка уструшанской росписи в Бунджукате - Шахристане вызвала

ряд вопросов по генезису этого сюжета. Случайно ли появление

изображение эмблемы Рима в Средней Азии? Когда такое могло

произойти? Имелась ли здесь определенная мифологическая

традиция с таким сюжетом и насколько она была распространена в

фольклоре?

Исследования показали, что Восточное Средиземноморье, Греция,

Рим и Византия всегда имели тесное торгово-экономические и

культурное взаимодействие и по трассам Великого Шелкового пути

и еще более древним дорогам - "нефритовым", "лазуритовым" и

т.п. Непременен обмен духовными ценностями при личном общении

купцов, послов, путешественников, миссионеров. Проникновение в

Среднюю Азию сюжета канонизированного варианта легенды об

основателях Рима в период среднеазиатско-византийских сношений

на заре раннего средневековья вполне реально. Такое могло

произойти, несколько раньше, когда границы Римской империи

одно время доходили до Каспийского моря (в II в. нашей эры).

Профессором М.Е.Массоном на территории от долины Зарафшана до

Иссыккуля, то есть Согда, было зарегистрировано значительное

количество находок римских динариев II-III вв. нашей эры, а

нумизматом Е.В.Зеймаль - клад римских динариев II-III вв. близ

Ура-Тюбе и Шахристана.

Важен для нас и общий вопрос о генезисе древней легендарной

традиции ряда народов о человеческих подкидышах, выращенных

волчицами и другими животными. Такая мифологическая почва,

несомненно, формировалась и существовала многие тысячелетия в

арийском центроазиатском мире. Об этом можно судить при

внимательном ознакомлении с "Авестой", древнейшем

арийско-иранским письменном своде духовной культуры

ираноязычных народов. Такая легендарная традиция существовала

о Кире - основателе древнеиранского государства. В широко

распространенных среди древних персов устных преданиях,

рассказах и песнях Кир выступает то как потомок царей, то как

приемный сын пастуха. Их отклики встречаются в сочинениях

античных авторов. Юстин в изложении сочинения Трога приводит

более древнюю версию предания, в которой присутствует и

волчица, вскармливавшая Кира (Юстин 1,4,8-12).Древнеиранская

эпическая традиция в подаче Фирдавси, извещает о вскормлении

родовитых подкидышей коровой, львицей, птицей Семург,

тигрицей, с чем связывают приобретение ими их богатырской

силы-Заля (сына-Сама), Фаридуна, Рустама и др. Много сюжетов

имеются и в тюркоязычной традиции, зафиксированной в

древнекитайских хрониках. По одной из версий,. гаогюйцы,

телесцы и уйгуры произошли от дочери гуннского шаньюя и волка,

по другой версии, тюрки-тукю произошли от волчицы и

десятилетного мальчика из рода хуннов. Знамена с волчьей

головой были у тюркских хаканов дома Хунну, дружины тюрксих

вождей назывались "Фули" (волк). Главным тотемом огузакипчаков

X- XII вв. был сивый волк. Произошедшими от волка считали себя

монголы, которые считали его прародителем. Поверья и приметы,

связанные с волком сохранились почти у всех тюрко-язычных

племен и родов, у народов Севера Евразии, североамериканских

индейцев, русских, украинцев, белорусов, армян, грузин,

абхазцев, аварцев, сванов, курдов. Древние германцы волка

посвящали богу Вуотану и Циу и т.д. Большая часть народных

поверий и примет о волке носила зоолатрический характер и была

связана вообще с культом животных. Вообще почитание животных

различными народами представляет собой крупное

общесоциологическое явление истории.

Изображения волка нередко встречается на памятниках

материальной культуры Евразии. Отметим бронзовую статуэтку с

двумя всадниками (мужчина и ребенок),едущих на волке(VI-УП1

вв., из Бекабада).

Так сплетаются в единый клубок легенды и сказания,

тотемистические представления и поверья древних племен и

народов Азии и Европы о волках и волчицах, как человеческих

прародителях, покровителях, защитниках людей от зла и

различных несчастий, легенды о спасенных и выкормленных ими

человеческих подкидышах, ставших впоследствии основателями

родов, племен и государств.

Как показывает наш анализ(см. подробно вышеназванную работу),

наличие этих сюжетов в древнейшем периоде прямо или косвенно

документировано лишь для оседлого среднеазиатского

арийско-иранского мира в древнеиранских и античных

греко-римских письменных источниках. Появление этой традиции

добрых взаимоотношениях человека и хищного животного следует

отнести к дозороастрийской эпохе тотемистических и первобытных

верований. Предположение о проникновении таких сюжетов в

стенные и горные просторы Евразии именно из Среднего Востока,

особенно начиная с У в. до н.э., когда влияние Ахеменидской

державы пронизывает варварский мир Евразии от Дуная до Хуанхе.

(М.И.Артамонов). Далее при массовых передвижениях этого

скотоводческого скифо-сарматского мира было занесено в среду

многих других народов Евразии, Северной Америки и даже далекой

Австралии.

Теперь вернемся к генезису легенды о волчице выкормившей

младенцев-основателей Рима. Римская традиция имеет две даты:

УI-У вв. и III в до н.э. Отголоски Иранской традиции исходят

от времен формирования арийско-авестийской духовности

Центральной Азии IV - начала I тысячелетий до н.э. Отметим,

что основной герой Римской легенды Эней происходит тоже из

Малой Азии (г. Троя), а о том, что древнеперсидский царь Кир в

молодости ( а это VI до н.э.) был вскормлен волчицей тоже

сообщают античные авторы. Отметим также, что в Италии VI11-VI

вв. до н.э. процветает Вилланова культура, апогей которой

относится к VI в. до н.э., причем ведущей культуртрегерской

силой были этруски, тоже пришедшие из малоазийской области

Лидии. Отсюда напрашивается вывод, что иранская версия легенды

была занесена в Рим этрусками во главе с Энеем (по Гередоту).

Этруски, как наиболее крупный и цивилизованный народ доримской

- и ранеримской Италии и как народ, широко связанный с Грецией

и Восточным Средиземноморьем, имели полную возможность

знакомиться с достижениями духовной культуры Востока. Наряду с

греками, этруски были великими цивилизаторами "Италии" (Жак

Эргон). Этруски выступали проводниками изысканного восточного

искусства и это часто'отмечается учеными искусствоведами.

Выдающимся творением этрусских мастеров является бронзовая

статуя "Капитолийская волчица", датируемая рубежом VI-V вв. до

н.э.

Для взаимоознакомления с достижениями духовной культуры, в том

числе и интересующей нас легендарной традицией, древние

восточные и греко-этрусско-римские цивилизации имели много

благоприятных моментов. Ныне разработана периодизация с

указанием характерных взаимовлияний, по которым начало

систематического контакта Средней Азии и западной культуры

отнесено к предахеменидскому и ахеменидскому времени

(В.М.Массон).

Таким образом, в эпохи древности и раннего средневековья на

просторах Евразии был совершен историко-культурный круг по

одному из распространенных мифологических сюжетов о добрых

взаимоотношениях человека и хищного животного. Этот круг

начинался в Ариане и Арьян-Вайджа (в целом Центральная Азия),

откуда шел в глубинные регионы Азии (фольклор, монгольская

стела), к многочисленным племенам Сибири, Дальнего Востока,

Восточной и Северной Европы (фольклор, памятники материальной

культуры), а через Ближний Восток и Средиземноморье в античный

Рим (этрусская культура) и затем несколько позже в четко

переработанной и канонизированной форме вновь вернулся через

Византию (брактеаты, медальон) в Иран (сасанидские геммы) и

Среднюю Азию (бунджикатская роспись). Время этого круга 1

тысячелетие до н.э.- 1 тысячелетие н.э.

Так, бунджикатская живописная композиция и другие материалы

раскрывают интересный факт из сложной перипетии истории

духовной культуры Востока и Запада. Таких фактов в таджикской

и мировой согдологии можно найти много. В этом я вижу

глобализм согдийской духовности и высокое место согдийской

цивилизации в мировой истории.

Н.Н. Негматов,

академик, заслуженный деятель науки РТ,

доктор исторических наук,профессор


Я таджик и горжусь этим! (Султанов Баходур)
"Если каждый гордится именем отца и матери, великими своими предками, то и каждый житель Таджикистана имеет полное моральное право гордиться именем родины и её столицей городом Душанбе. Ибо Душанбе является колыбелью возрождения таджикской национальности, средоточием надежд таджиков, всех таджикистанцев. " (Эмомали Рахмон)
'Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она - своя((Сенека) '
"Любовь к Родине проявляется тогда, когда ты вдали от нее и не хватает тебе ее и не привычно жить не своей тарелке , где люди дают знать о том что ты не свой, хотя мы все называемся одним словом Человек. И ты осознаешь что Родина это земной Рай где тебе всегда хорошо, где тебя любят и всегда ждут)"(Султанов Баходур Анварович)
 
AdminДата: Четверг, 2008.05.01, 22:40 | Сообщение # 4
Добрый Админ
Группа: Администраторы
Сообщений: 1278
Награды: 9
Репутация: 31
Статус:
СОГДИЙСКИЙ ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ

Дорогой читатель! Наконец, пришла пора в данной

миниатюре «Согдологии» рассказать о группе арийских языков и

подробно об одном из них, согдийском языке - ключевой теме

общего индоевропейского родства значительной части населения

древнейшей и древней Евразии. И здесь, прежде всего, отметим

вопрос общеевразийского, индоевропейского кровно-генетического

(изучаемого современными биологами-генетиками «Молекулярной

археологии») и этно-культурного родства, которым занимается

целая современная наука - «культурная антропология».

Индоевропейцы, прародиной которых по абсолютно превосходящим

данным является арийская Центральная Азия эпох Неолита и

Энеолита (VIII-III тысячелетия до нашей эры, см. «Вароруд»

2001 №5), в следующую историческую эпоху палеометалла (бронзы

и железа) обжили огромную территорию Евразии - от

Индостанского субконтинента и глубин Центральной Азии (Алтая и

степей Востока) до Южной Центральной и Западной Европы. Эта

Прародина и Историческая родина арийцев с единой

языково-диалектной системой включает евразийские степи и

лесостепи - Тяньшанские, Памиро-Алайские, Гималайские,

Гиндикушские, Загросские, Кавказские, Карпатские, Балканские

нагорные и подгорные системы и охватывают высокоразвитые

древне - евразийские цивилизационные очаги бассейнов Индии и

Ганга, Амударьи и Сыр-дарьи, Евфрата и Тигра, Днепра, Дуная,

Адриатики и Рейна. Население этого Старосветского пояса

Евразии со своими индоевропейскими языками и диалектами в

новое время распространилось практически по всей нашей Планете

до Американского (на западе), Австралийского (на юго-востоке),

Африканского (на юге) континентов, по берегам и островам

Тихого, Индийского и Атлантического океанов, неся с собой

языковое и этнокультурное родство английских, германских,

романских, французских, испанских, славянских, индийских и

иранских языков. В первой арийской когорте этого современного

языкового и этнокультурного мироздания состояли и согдийцы, их

язык, цивилизация, их плодотворная и незабываемая служба и

великая культурорегерская деятельность. А это я уже

подчеркивал в предыдущих миниатюрах «Согдологии» «Вароруда».

Таким образом, языковая праоснова арийцев сформировалась в

среднеазиатской Ариане, археологически древнейшими частями

которой являлись Маргиана, Согдиана, Бактрия, Фарс, степи и

горы Арянам Вайджа (Эранведж) - родина первой арийской

языковой авестийской пирамиды, включающая древнейшие

маргианский, согдийский, бактрийский, персидский,

скифо-сакский языки - диалекты («Вароруд» №5). Вот здесь

набирает свою первую коренную потенцию древняя и современная

индоевропейская языковая пирамида, столь широко и мощно

охватившая сначала больше половины Евразии, а затем

вышеназванные мировые пространства. Поэтому есть резон

глубоких поисков и объяснений историко-языковых и

этно-культурных общностей современного индоевропеизма

арийского корня.

Согд и согдийцы - одна из этих арийских корневых основ

(«Вароруд», 2001, №2, 3, 4, 6). Согдийский язык древнейшего и

древнего, средневекового и новейшего (ягнобский реликт) этапов

развития истории принадлежит к иранской - корневой арийской

ветви индоевропейских языков географически аборигенного

населения бассейнов рек Зарафшана, Кашкадарьи, Сырдарьи и

Хафтруда (Семиречье), а также десятков оазисов, городов и

поселений Восточной Центральной Азии, Южной Сибири и Дальнего

Востока. Истоки перманентного процесса формирования

согдийского этноса и языка, начавшись в IV-II тысячелетиях до

нашей эры, в I тысячелетии до нашей эры стал основным языком

населения Метропольного Согда («Вароруд» 2001, №2) и

международного общения, торговли и культурного обмена уже на

протокоммуникациях и на самом Великом Шелковом пути

(«Вароруд», 2001, №6).

Лингвистически (грамматика, фонетика, морфология, лексика)

согдийский язык входит в восточную ветвь среднеиранской группы

языков, в раннем и развитом средневековье составил один из

основных этнотерриториальных компонентов формировавшейся тогда

современной таджикской нации и ее таджикского языка, входящего

в лингвистическую группу новоиранских языков Центральной Азии

и Среднего Востока. Реликтовые остатки согдийского языка ныне

бытуют среди населения Ягнобской долины Верхнего Зарафшана

Согдийской облсти и ряда долин и ущелий Гиссарского хребта

Центрального Таджикистана.

Лингвистическая иранистика - одна из самых развитых отраслей

мировой науки. Ею занимались ученые многих стран мира,

особенно плодотворно в XIX и XX веках. Итоги исследований уже

дважды подводились в двух громадных многотомных трудах, в

1885-1901 гг. на немецком языке «Grundriss der iranische

Philologue» (Strassburg) и на русском языке в пятитомном труде

«Основы иранского языкознания» (Москва, 1979, 1981, 1987). Во

втором труде основные определения по согдийскому языку

написаны ведущими лингвистами-согдологами - И.М.Оранским,

В.А.Лившицем и А.Л.Хромовым. Осуществлены также

монографические исследования по согдийскому языку несколькими

поколениями иранистов разных стран. Однако, оставив трудно

понятные для широкого круга читателей лингвистические

характеристики согдийского языка, в данной миниатюре

«Согдологии» приведем данные экстралингвистического характера:

территории распространения, письменности и дошедших до нас

памятников.

Согдийская ойкумена в Центральной Азии от Бухары, Шахрисабза,

Самарканда и Худжанда до Великой Китайской Стены была

обеспечена животворным согдийским языком, культурой и

письменностью. О занятиях, культуре и верованиях согдийцев на

этой огромной территории сообщают китайские, хотанские и

тюркские источники и сами согдийские памятники письменности,

обнаруженные в конце XIX - начале XX веков в оазисах

Центральной Азии, в 1932-1933 гг. в замке на горе Муг Верхнего

Зарафшана Согдийской области Таджикистана, в 1956 г. в

Центральной Монголии ( Бугутская стелла) и во время

развернувшихся раскопок городов и поселений Согда в середине и

второй половине XX в.

Начнем с записок двух китайских путешественников Сюань Цзана

(629-630 гг.) и Хой Чао (728 г.). Первый из них Согдом (на

китайском - Сули) именовал обширную территорию от Суяба

(Семиречье) до Кеша (долина Кашкадарьи), включавшую долину

Зарафшана, Уструшану, долину Кашкадарьи и Чач. Язык и

письменность именуют Сули (Согдийский). Второй - по признаку

общности языка объединяет шесть владений - Бухарский оазис

(Ань), Уструшану (Цао), Кеш (Ши), Чач с Илаком (Ши-ло),

Маймарг (Ми) и Самаркандский Согд (Кан). Находки письменных

памятников согдийского языка полностью подтверждают эти

данные. Так, в конце VII - в начале VIII в. удельные правители

Кеша выпускали монеты с согдийскими надписями. Арабоязычные и

персо-таджиксие географы IX-X вв. также включают Кеш и Насаф в

состав Согда. На всей названной выше территории Согда многие

города и селения сохранили в своей топонимике производные

приставки «канд», «кад» со значением «город», «селение» и

«дом». Многие десятки и сотни населенных пунктов имели и

поныне сохранили первоначальные названия.

Согдийцы сыграли важную роль в распространении в Центральной

Азии буддизма. (Тохаристане, Фергане, Семиречье и дальше на

Востоке), манихейства в тюркских государствах Восточного

Туркестана и в Китае, а также христианства в Средней Азии. В

этой области согдийские миссионеры стали особенно известными

своей переводческой деятельностью на согдийский язык

литературы названных религиозных конфессий. Согдийские общины

Восточного Туркестана (Турфана, Дунхуана) оставили большое

наследие религиозной и светской переводческой литературы

VIII-IX вв. Эти рукописи согдийско-буддийских, манихейских и

христианских текстов, открытых раскопками и собранных в

коллекциях П.Пельо, А.Стейна и других в Дунхуане и Турфане и

хранящихся в Парижской Национальной библиотеке, Британской

библиотеке, Собрании Берлинской Академии наук, Собрании

Института востоковедения Российской АН, стали основой и

источниковой базой для изучения согдийского языка и началом

лингвистической согдологии (В.К. Мюллер, Ф.К. Андреас, К.Г.

Залеман, Р. Готьо, Г. Райхельт, А.А. Фрейман, В.Б. Хеннинг, Я.

Хармата, Э. Бенвенист, И. Гершевич, М.Н. Боголюбов, В.А.

Ливщиц, А.Л. Хромов, Симс-Вильямс, В. Зундерман и другие).

Лингвистическую согдологию принято начать с переписки Мюлерра

и Андреаса в 1904 г., когда первый из них обнаружил среди

рукописей Турфанского оазиса «тексты неизвестного

пехлевийского диалекта», а второй сопоставив календарные

термины турфанских текстов с названиями согдийских месяцев

«Хронологии» Абурайхона Бируни (XI в.), открыл согдоязычную

принадлежность этих текстов (См: Основы иранского языкознания.

Среднеиранские языки. Москва 1981 г. стр. 350-351).

Вторая группа согдийских письменных памятников была открыта в

1906 г. А. Стейном в развалинах одной из сторожевых башен

Великой Китайской стены, западнее Дунхуана. Это девять частных

писем согдийцев, живших в оазисах Восточного Туркестана и

предназначенных для отправки в Самарканд. В науке они получили

наименование «Старые письма», написаны более ранней разностью

согдийского алфавита и датированы то в II в. н.э. (Р. Готьо и

Г. Райхельт), то началом IV в. н.э. (В.Б. Хеннинг), то 196 г.

н.э. (Я. Харматта). Далее хронологически следует третье

крупное открытие 74 согдийских документов в замке на горе Муг

(«Согдийские документы с замка на горе муг» М. 1962-1963; три

тома текстов и исследований и том альбома документов).

Важными открытиями согдологии являются обнаружение в Монголии

в 1889 г. М.Н. Ядринцевым в развалинах столицы Уйгурского

хаканата на левом берегу р. Орхон Карабалгасунской гранитной

стеллы с надписью в трех версиях - древнетюркской рунической,

согдийской и китайской - с именем уйгурского хакана Алп-билге

(808-821 гг. н.э.). Другая мраморная стелла с остатками

согдийской и древнетюркской надписи с именем третьего

уйгурского Бегю-хакана (762 г.) найдена на крайнем юге пустыни

Гоби. Десять согдийских надписей открыты в 1970 г. на скале

Тайхиргулун в северо-западной Монголии (предварительная

датировка VIII-IX вв.). Выше была упомянута открытая в 1956 г.

и изученная С.Г. Кльяшторным и В.А. Ливщицем Бугутская стелла

Центральной Монголии. Монгольская серия согдийских надписей

эпохи Монголо - Уйгурского хаканата свидетельствуют о многом:

о наличии в оазисах Монголии согдийских колонистов и

знакомстве уйгуров и монголов с согдийской речью и приеме ими

международной согдийской письменности наряду с местным

тюркским руническим письмом. Среди памятников письменности из

Дунхуана отметим отрывок согдийского сказания о Рустаме,

фрагменты перевода фольклорных сюжетов древнеиндийской

«Панчатантры», санскритского Весантара Джатака (Vessantara

Jataka). До нас дошли фрагменты согдийской версии «Евангелия»

Мани и его «Книги Гигантов» в согдийской версии упоминается

«Арьян Веджан» - легендарная прародина иранцев (арийцев),

стихотворные гимны Манихеян, продолжавших традицию Яштов

«Авесты», есть медицинские тексты, есть фрагменты согдийских

переводов текстов христианского Нового Завета, сочинений

Сирийских «житий». Заметим, что согдийские тексты переводов

христианских, буддийских, манихейских текстов и фольклора

светского содержания удовлетворяли потребности как самих

согдийцев-колонистов, так и окружающего местного родственного

сакотохарского и знакомого с согдийским языком местного

тюркского населения. Здесь налицо и великая мессионерско -

просветительная и общецивилизаторская деятельность наших

предков.

Множество согдийских надписей обнаружено при раскопках на

археологических памятниках Согда и Средней Азии: более 20 на

городище Пенджикента, в Чилхуджре Пенджикентской, Чилхуджре

Шахристанской, Гардани Хисоре, Афрасиабе, Варахше, Бухаре,

Куве, Гиссаре, районе Мерва (Сувайкату-с-Сугд - Согдийский

базарчик), Семиречье и Кулансай (906, 943 и 1025 гг.), на

сосуде из Сарыга, шиферной плитке из Тараза, на хуме из

городища у селения Покровка, согдийские надписи на геммах и

бумаге, на серебряных сосудах, монетах. Последние являлись

важными источниками информации по истории и культуре, в

частности по ономастике, палеографии.

«Согдийцы пользовались тремя разновидностями письменности:

собственно согдийской, манихейской и сирийской. Сами согдийцы

в VII - начале VIII вв. считали, что их алфавит (имеется в

виду собственно согдийское письмо) содержит 23 буквы: 22

буквы, восходящие к арамейскому прототипу и расположенные в

соответствии с арамейским порядком алфавита, и дополнительная,

двадцать третья буква, представляющая собой повторение 12-ой

буквы арамейского прототипа. Транслитерация согдийского

алфавита впервые предложена Р.Готьо и принята в изданиях

текстов, написанных на собственно согдийской письменности».

Начиная с эпохи Тюркского хаканата (VI-VII вв. н.э.),

согдйский язык находился в близких контактах с тюркскими

наречиями Восточной Центральной и Глубинной Азии. Родственные

согдийкая и сакская речь звучали в Метропольном Согде

(Сырдарьинский бассейн), Семиречье, оазисах Хотана, Кашгара и

Таримского бассейна до конца рубежа I-II тысячелетий н.э. Эти

древнейшие и древние ираноязычные области являлись контактными

зонами с тюркским миром. По словам ученого этнолога второй

половины XI в. Махмуда Кашгари, в Баласагуне к западу от озера

Иссыккуль жил народ - улус согдийцев - «Согдаки выходцы из

страны между Бухарой и Самаркандом. Они приняли одежды и нравы

тюрок, «говорят по-тюркски и по- согдийски, а язык населения

всех городов от Баласагуна до Испиджаба (совр. Чимкент)

смешанный» (Al-Kasgari. Divan lugat-it-turk tercumesi. I, 30,

471). Согдийскую и сакскую речь здесь стали заменять

таджикский и тюркский языки.

В средние века таджикская речь была широко распространена в

бассейнах Сырдарьи, Ферганской долине, долине Чирчика - район

Ташкента, Зарафшана, Кашкадарьи, Сурхандарьи. Все грамоты

хорезмшаха Текеша (1172-1200 гг.) населению городов низовой

Сырдарьи были написаны на таджикском языке. Таджикский язык

преобладает до сих пор на всей территории Исторического Согда

- Бухары, Самарканда, Карши, Шахрисабза, Китаба, Чуста, Пап,

Худжанда, Исфары, Канибадама, Ура-Тюбе, («Основы иранского

языкознания» М. 1979, с. 45-49).

Н.Н. Негматов,

академик, Заслуженный деятель науки РТ, доктор исторических

наук,профессор


Я таджик и горжусь этим! (Султанов Баходур)
"Если каждый гордится именем отца и матери, великими своими предками, то и каждый житель Таджикистана имеет полное моральное право гордиться именем родины и её столицей городом Душанбе. Ибо Душанбе является колыбелью возрождения таджикской национальности, средоточием надежд таджиков, всех таджикистанцев. " (Эмомали Рахмон)
'Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она - своя((Сенека) '
"Любовь к Родине проявляется тогда, когда ты вдали от нее и не хватает тебе ее и не привычно жить не своей тарелке , где люди дают знать о том что ты не свой, хотя мы все называемся одним словом Человек. И ты осознаешь что Родина это земной Рай где тебе всегда хорошо, где тебя любят и всегда ждут)"(Султанов Баходур Анварович)
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Приветствую Вас Гость


Кнопка сайта



Друзья сайта
Статистика
Powered by Султанов Баходур Анварович © 2025